Найти тему
14,2 тыс подписчиков

30 октября исполнилось 145 лет со дня рождения Надежды Сергеевны Бутовой (1878 – 1921), одной из самых самобытных актрис Художественного театра.

Она родилась в Саратовской губернии в бедной семье: отец – земский учитель, мать крестьянка, а дедушка, говорят, был из волжских разбойников. Когда девочке исполнилось 8 лет, ее отец умер от чахотки, и мать с огромным трудом старалась прокормить четверых детей. Надежда настолько хорошо училась в сельской школе, что крестьяне "отвели ей полоску земли на сиротское счастье" – совместно обрабатывали и засевали эту землю, а вырученные деньги отдали одаренной девочке на учение. Так ей удалось окончить Саратовскую гимназию.
В Саратове Бутова жила в пансионе, с 12-ти лет занимаясь с отстающими ученицами. Вот как писала о Надежде Сергеевне ее лучшая подруга, писательница и переводчица Татьяна Щепкина-Куперник: "Бутова не любила говорить о своих способностях, но от людей, знавших ее в тот период, я слыхала, что способности эти были исключительные. Особенно к математике и физике. Учителя говорили, что она могла бы добиться карьеры знаменитой Софьи Ковалевской".
Театром Бутова увлеклась еще в Саратове. По окончанию гимназии Надежда приехала в Москву с тремя рублями в кармане и поступила в Филармоническое училище на курс Вл. И. Немировича-Данченко. В 1901 году она вступила в труппу Художественного театра. Снова процитируем Щепкину-Куперник:
"Я встретилась с Бутовой вскоре после того, как она прямо со школьной скамьи замечательно сыграла роль Анисьи во "Власти тьмы" Л. Толстого. Нас скоро связала большая, хорошая дружба, окончившаяся только с ее смертью...
А началось с шутки... Хозяйка дома, сестра Санина, стала ее уговаривать распустить косы, чтобы доказать, что она играет Анисью в своих волосах.
Надежда Сергеевна, которая была до суровости целомудренно застенчива, не соглашалась. А я потихоньку подкралась к ней сзади и выдернула шпильки, так что ее волосы великолепной волной рассыпались почти до полу. Она хотела рассердиться, но не удалось, нахмуренные брови быстро разгладились, и на милом лице засияла ее необыкновенная улыбка... Это сразу сделало нас как-то близкими и отношения наши простыми".
Владимир Иванович Немирович-Данченко, как и все в МХТ, высоко ценил талант Бутовой, понимал самобытность ее натуры. "Кто знаком со спектаклями Художественного театра, тот никогда не забудет ее Анисью во “Власти тьмы”, Манефу в “На всякого мудреца довольно простоты”, Суру в “Анатэме”, Снегиреву в “Карамазовых”. Это были в самом настоящем смысле слова проникновенные образы человеческого духа, глубоко национальные, не повторявшие ничего, бывшего на сцене до них”, – так писал он о своей ученице.
Надежда Сергеевна Бутова была человеком высокого духовного поиска и почти монашеского образа жизни. Будучи глубоко религиозной, она и в театре на первое место ставила вопросы этики. Конечно, это находило отражение и в ее ролях, внутренняя сила которых видна даже на старых фотографиях. Она очень любила и глубоко чувствовала природу, была литературно одарена (ее переписка с Щепкиной-Куперник – одно из архивных сокровищ Музея МХАТ).
Умерла Надежда Сергеевна в 43 года, от туберкулеза, которым страдала много лет.

На фото из фондов Музея МХАТ: Надежда Бутова; в роли Варвары Петровны в спектакле "Николай Ставрогин"; в роли Суры вместе с Марией Германовой в спектакле "Анатэма"; в роли матери Бранда в спектакле "Бранд"; в роли Манефы в спектакле "На всякого мудреца довольно простоты".
2 минуты
133 читали