Найти тему
4084 подписчика

Набрел тут на интересное по поводу того, как устроен мир моды и вообще воспроизводства массовой одежды.

В частности, тема подделок, копирования и интеллектуального воровства.
Говоря о подделках, мы в первую очередь, думаем о дешевых луивюттонах и гуччах из подземных переходов и самострочных ливайсах с рынка «садовод». Но если бы все было только так.
Есть такой термин, «бренды быстрой моды». Их бизнес построен на быстром подражании последним тенденциям. Ну вот, например, Zara. Многократно было написано и потыкано носами в их коллекции, которые, деликатно говоря, творчески переосмысливают (читай - копируют с небольшими изменениями) таких дизайнеров, как Ямамото или Рик Оуэнс. Да что толку-то тыкать, Zara построила империю на копировании образов прямо с подиумов и распродавая их задешево массовому потребителю.
Есть копирование и на уровне дизайнеров. Когда берется какая-то культовая или просто винтажная модель одежды или обуви, подвергается незначительным изменениям и хоп - уже продается под собственным брендом. А иногда даже и не подвергается, а просто продают репродукции. Например, Найджел Кабурн уже лет 40 вполне процветает на винтажных изделиях, смешивая их. А нишевые японские бренды, за которыми сейчас полмира гоняется (почти все японские джинсы или такие бренды как Buzz Rickson, The RealMcCoys), просто воспроизводят винтажную одежду, найденную на блошиных рынках.
Так хорошо это или плохо?
Читаю конспект старой, почти 10 летней давности, лекции на TED Джоанны Блейкли, которая в каком-то центре аналитики СМИ трудится или трудилась тогда.
Она говорит про культуру свободной моды, в рамках которой все в моде работает так:
Какой-то дизайнер, компания, производитель создают и показывают рискованный, но хороший дизайн. Иногда риск оправдывается и приходит успех. И тут - опять хоп - его копируют другие классные дизайнеры. У которых может быть больше кусок рынка освоен, лучшие маркетологи и тп, неважно. И уже создается модная тенденция. Она ширится и спустя время становится безопасной для копирования продавцами одежды для массового рынка. Время нужно, во-первых, на то, чтобы авторство тенденции достаточно размылось, а во-вторых, на воспроизводство миллионов копий. Ритейлеры выжимают из тенденции все соки и, когда этот стиль начинают продавать на рынке во Фрязино, а в копеечных копиях начинают приходить на занятия второкурсники нижнеплюйского колледжа деревообрабатывающих технологий, запускается новая петля.
Запускается она потому, что некоторые люди (возможно, из снобизма, а возможно просто не желая платить за то, чтобы выглядеть как миллионы студентов упомянутого колледжа, заполонившие улицы городов и сел) формируют запрос на что-то новенькое. А этот запрос дает первичным экспериментальным брендам стимул к инновациям.
Как говорит Джоанна Блейкли, без культуры бесплатного копирования мир моды был бы куда менее динамичным.

Тут же прибежали оппоненты, которые справедливо напомнили об интеллектуальной собственности. И о том, что в этом жестоком мире модного чистогана не только гиганты индустрии с легкостью порвут компанию поменьше, но в пылу войны также с легкостью сметут в небытие и какого-нибудь молодого талантливого дизайнера, у которого сил и средств то хватило лишь на реализацию одной единственной идеи. А даже если не сметут, то попросту не заплатят с этой либеральной идеей культуры бесплатного копирования. И как быть?

Так что непонятно, какая этика потребления правильная? Ну ладно, мы можем из идейных соображений не покупать левую сумку луивюттон в подземном переходе или «качественный самопал» гуччи у араба в Париже.
Но как не носить то, что украло немного дизайна из другого дизайна?
А оно ведь украло!
В 2011 году Опра Уинфри спросила Ральфа Лорена, как ему удается столько лет создавать успешный дизайн. И великий Ральф Лорен ответил: «Ты копируешь. Сорок пять лет копирования - вот почему я здесь».

А вы носите подделки?

Фотографии сделана мной на щелковском рынке, где в широчайшем ассортименте предоставлены за недорага супермодные пальто из разноцветного меха чебурашек, которые носят сейчас миллионы безмоз
Набрел тут на интересное по поводу того, как устроен мир моды и вообще воспроизводства массовой одежды.  В частности, тема подделок, копирования и интеллектуального воровства.
3 минуты
444 читали