Найти тему
125 подписчиков

Освобождение Киева, произошедшее через два года после его захвата нацистами, на все времена останется в памяти подлинных сынов Украины. Это урок и укор фашистам и их прислужникам прошлого и настоящего.


В последние годы много пишут о стремительности наступления гитлеровцев в сорок первом. Напомним, штурм Киева продолжался почти месяц. С конца августа до 19 сентября. Мы его освободили за три дня.

Много упрёков высказывается за несвоевременный отвод войск Юго-западного фронта, в результате которого образовался огромный «котёл». Войска фронта были разгромлены. 300 тысяч солдат попали в плен. Вину за поражение стараются возложить на Сталина. Давайте разберёмся.

Руководство Юго-Западного фронта, так же, как и Верховный Главнокомандующий, было против отвода советских войск из-под Киева. 8 августа состоялся следующий телефонный разговор:

«У аппарата Сталин. До нас дошли сведения, что фронт решил с легким сердцем сдать Киев врагу якобы ввиду недостатка частей, способных отстоять Киев. Верно ли это?

Кирпонос. Здравствуйте, товарищ Сталин! Вам доложили неверно. Мною и Военным советом фронта принимаются все меры к тому, чтобы Киев ни в коем случае не сдавать. Противник, перейдя в наступление силой до 3 пехотных дивизий на южном фасе УРа, при поддержке авиации прорвал УР и вклинился на глубину до 4 километров. За вчерашний день противник потерял до 4000 человек убитыми и ранеными. Наши потери за вчерашний день — до 1200 человек убитыми и ранеными.… Для усиления частей УРа даны вчера и сегодня две авиадесантные бригады. Кроме того, даны сегодня 30 танков с задачей уничтожить прорвавшиеся в УР части противника и восстановить прежнее положение….

Сталин. Можете ли уверенно сказать, что вы приняли все меры для безусловного восстановления положения южной полосы УРа?

Кирпонос. Полагаю, что имеющиеся в моем распоряжении силы и средства должны обеспечить выполнение поставленной УРу задачи. Одновременно должен доложить вам, что у меня больше резервов на данном направлении уже нет.

Сталин. Возьмите часть с других направлений для усиления киевской обороны…. Может быть, можно за счёт освободившихся частей усилить районы севернее Киева или западнее Киева...

Комитет обороны и Ставка очень просят вас принять все возможные и невозможные меры для защиты Киева.

Недели через две будет легче, так как у нас будет возможность помочь вам свежими силами, а в течение двух недель вам нужно во что бы то ни стало отстоять Киев...

Кирпонос. Товарищ Сталин, все наши мысли и стремления, как мои, так и Военного совета, направлены к тому, чтобы Киев противнику не отдать. Всё, что имеется в нашем распоряжении, будет использовано для обороны Киева, с тем чтобы выполнить поставленную перед нами задачу...

Сталин. Очень хорошо. Крепко жму вашу руку. Желаю успеха. Всё».

Однако события стали разворачиваться по иному сценарию.

Несмотря на тяжёлое поражение под Уманью, советские войска упорно удерживали линию обороны по Днепру и подступы к Киеву. Но положение резко изменилось, когда танковая группа Гудериана, развернувшись от Москвы, направилась на юг. Прорвав нашу оборону, она вышла в тыл обровнявшимся. Попытка войск Брянского фронта остановить продвижение немцев была безуспешной. 10 сентября таки Гудериана вошли в город Ромны, расположенный восточнее Киева. На юге немцы заняли Кременчугский плацдарм на левом берегу Днепра. Создалась реальная угроза войскам Юго-Западного фронта. Но разрешение на отход Верховный дозволял только в том случае, если будет создана оборонительная линия на реке Псёл.

С.М. Будённый, руководивший общим Юго-Западным направлением, за настойчивые просьбы об отводе войск был отстранён.

Вскоре в районе Кременчугского плацдарма через Днепр переправилась танковая группа Клейста и ускоренным маршем захватила Лохвицу. Приказ с разрешением на отступление командующему Юго-Западного фронта привёз на самолёте в осаждённый Киев заместитель начальника штаба И.Х. Баграмян. Но было уже поздно – кольцо окружения замкнулось. В окружении оказались основные силы фронта численностью до полумиллиона человек.

В своей книге воспоминаний «Так начиналась война
Освобождение Киева, произошедшее через два года после его захвата нацистами, на все времена останется в памяти подлинных сынов Украины. Это урок и укор фашистам и их прислужникам прошлого и настоящего.
3 минуты