77 подписчиков
Первопроходцы педагогики
Настало время очередного выпуска нашей рубрики «Первопроходцы педагогики». Стоит отметить, что садиться за школьные парты в годы строительства Усть-Илимска приходилось не только детям, но и некоторым взрослым рабочим. Об истории вечерних школ города расскажем прямо сейчас.
Валентина Ивановна Сахно приехала в Усть-Илимск вслед за мужем. Вакансий для учителей в средней школе не нашлось, но безработным в СССР стать было практически невозможно. Ее отправили в вечернюю школу. Причем вести не профильную биологию-химию, а почти незнакомую ей экономическую географию. Было на тот момент Валентине Ивановне всего 24 года.
Взрослые ученики с уважением обращались к педагогу, которая была вдвое моложе их. К учебе у первостроителей было трепетное отношение. В вечернюю школу попало много людей, которые двадцать лет назад не смогли закончить курс из-за войны. А было и стремление к общей грамотности, была и политика государства по повышению образовательного уровня трудящихся. Валентина Сахно: «Очень много было приезжих строителей без образования. И многие мастера, начальники, бригадиры – все они были без образования, без среднего даже образования. Поэтому был объявлен Всеобуч Министерства образования СССР. Все, кто приезжает на стройки, должны были учиться. Нам целыми автобусами к вечеру подвозили. Мы всегда работали с 7 часов вечера. До полдвенадцатого у нас уроки шли. В субботу у нас обязательно зачетная система была».
За успеваемостью своих сотрудников следили начальники и бригадиры. В случае неудовлетворительных оценок, узнавали причины и помогали нагнать материал. Вплоть до того, что привозили со смены пораньше на дополнительные занятия. Но что характерно, учеба в вечерних школах была не для начальства, не для показухи и «галочки». Существовал реальный социальный лифт. И для профессионально-технической, и для партийной карьеры нужны были крепкие знания. Поэтому у рабочих были к школьным занятиям и тяга, и мотивация. Валентина Сахно: «Все учителя старались как-то понять, что он рабочий, что труд у него тяжелый. Бывало смотришь, а он уже не слушает, а спит. Было всякое. Но в основном, конечно, они сами старались учиться. Они из кожи лезли, чтобы получить образование. Причем не просто образование, а хорошее образование, чтобы поступать куда-то. И все поступали. После нашей вечерней школы уходили все получать образование. Это тогда были техникумы, училища разные (не только строительные) и вузы. Очень многие ребята у нас получили образование в вузах. Мясникович тот же, Карнаухов Иван Иванович, Михайлов, бригадир который был».
Валентина Ивановна вспоминает, что при этом великовозрастные ученики оставались живыми людьми и при случае могли прямо по-детски наозорничать. Например, подставить педагога, который относится к ним надменно, и помочь тому, с кем были теплые отношения.
Программа в вечерней школе была порой сложнее, чем в средней. Педагогам приходилось еще и самим готовить наглядные и раздаточные материалы, чтобы ученики лучше усваивали материал. Валентина Ивановна вспоминает, что зачастую и учителя, и члены их семей буквально жили в школе, рисуя плакаты, оформляя кабинеты. А строители-ученики были заняты внеклассными мероприятиями. Причем не только школьными спектаклями и постановками, но и дополнительным общественным трудом на благо своих предприятий. Валентина Сахно: «Мы же не только учились. Мы же еще организовывали субботу-воскресенье. Ездили, чистили, например, организации, где выстроили, а остался мусор весь. Чтобы там станки, завезти, мы очищали эти помещения от мусора. Учителя ходили вместе со своим классом, с учениками. Ездили на поля. Лес убирали тоже. В сторону аэропорта мы много раз ездили, там все чистили».
3 минуты
10 ноября 2023