13,4 тыс подписчиков
Не знаю почему, но захотелось написать про свадебные обряды у Славян. Хотя нет знаю почему, недавно почитала книгу, показался интересным взгляд автора на обряды вот решила и с вами поделится)
Да и во время, раньше же самая пора свадеб была осенью, урожай собран, все огородные дела закончены, закрома полны...пора женится и размножатся.
А знали ли вы? Что:
По традиции после домашней помолвки невеста сразу надевала траур: в одних областях белые рубахи и сарафаны (белый цвет — цвет снега и смерти у славян), в других — черные (влияние христианского представления о скорби). В Архангельской губернии вообще голову невесты покрывал куколь, в котором обычно хоронили. После этого для девушки наступала пора исполнять обряд оплакивания своей судьбы. Плакать вовсе не означало - лить слезы, как может подумать современный читатель, а особым образом исполнять специальные обрядовые песни. Обрядовые плачи были двух видов свадебные и похоронные. И в том и в другом случае оплакиваемый совершал переход в иной мир. Мы уже привыкли за многие века считать, что так невеста прощалась с родительским домом. Но на самом деле из текста прощальных песен ясно, что речь идет о смерти: «за три леса, три горы и три реки», то есть в обитель нежити. Невеста оплакивала себя как покойника: на Новгородчине, например, до сих пор поется о саване, который она хочет получить в подарок. Нередко девушка в плачах обращалась к кукушке с просьбой передать весточку родителям. Это тоже не случайно: кукушка считалась птицей, беспрепятственно летавшей между двумя мирами.
Во многих странах невестам было запрещено говорить, смеяться, выходить на улицу, иногда даже садиться за общий стол. Они мертвы, им нельзя заниматься ничем, кроме приданого, и то лишь потому, что по поверьям, женским душам в потустороннем мире разрешено прясть и шить. Само слово «невеста» значит «неизвестная» (от «не ведать»), то есть обезличенная, как все покойники.
В этом контексте становится понятен изначальный смысл обычая устраивать для невесты накануне свадьбы баню. Это не что иное, как омовение перед похоронами. В карельских деревнях новобрачную после этого даже клали, как покойника, в красном углу под образами. За нашу долгую историю этот обычай был многократно переосмыслен. В большинстве случаев его воспринимали как ритуальное бракосочетание с духом воды — чтобы было больше детей. С XV века баню стали использовать ещё и для проведения последней девичьей вечеринки Мальчишников, кстати, тогда еще не было. Они появились гораздо позже, но и тогда практически не содержали обрядовых действий.
На девичник собиралась женская родня и подруги невесты, с которыми она прощалась. Гости дарили девушке предсвадебные подарки. После этого, в одних регионах, подруги невесты расплетали ей косу, расчесывали волосы на пробор и заплетали в две косы, закручивая в бабий убор и закрепляя на голове. Разделяя волосы как бы разделяли женскую силу на две части для себя и будущего ребенка. Такую прическу носили только замужние женщины, и теперь молодой предстояло всегда заплетать две косы. В других регионах косу невесте расплетала сваха перед венчанием, а заплетали волосы заново в доме жениха. Есть также свидетельства, что косу отрезали и отправляли жениху, а он хранил ее как большую ценность.
Невеста прощалась со своей девичьей волей, расставалась с красотой (волюшкой) – передавала подружкам ленту, которой перевязывала волосы. Красотой (волюшкой) мог быть также другой предмет, символизирующий девичью красоту и свободу – кольцо, цветок, платок, коронка, обшитая лентами и мишурой и т.п., но чаще всего в качестве этого предмета выступала лента. Иногда красоту хранили незамужние подруги, иногда подруги передавали ее жениху, иногда невеста передавала ее младшей сестре – в зависимости от местной традиции.
Продолжение завтра...
3 минуты
28 октября 2023