17,8 тыс подписчиков
Строительство БАМа и Подвиг приморских ледокольщиков: "Особый взгляд" Андрея Островского на знаменательные даты уходящей недели.
До начала календарной зимы – месяц, до Нового года – два. Время летит с бешеной скоростью, а к концу году, по обыкновению, еще и ускоряется. Стоит выдохнуть, осмотреться и удвоить усилия, чтобы обязательно успеть сделать все, что на 2023-й было задумано и запланировано. Надеюсь, у нас все получится – также, как получалось у предыдущего поколения достигать совершенно немыслимых результатов в сложных, а порой и непредсказуемых условиях.
БАМ на календаре
Свидетель этому – календарь, подбрасывающий даты, которые охотно иллюстрируют вышеприведенный тезис. 27 октября 1984 года, почти сорок лет назад, официально была введена в работу Байкало-Амурская магистраль. Последний мегапроект, осуществленный Советским Союзом, пришелся, к сожалению, на времена, когда партийное кликушество воспринималось в обществе с иронией, если не с цинизмом. Кроме яростных комсомольских песен о БАМе складывались и анекдоты. Однако, если отбросить налипшую шелуху, то выяснится, что это была действительно грандиозная стройка, решавшая одновременно сразу несколько стратегических задач.
Во-первых, дублирующая Транссиб железная дорога отодвигалась от границы не несколько сотен километров труднопроходимой тайги. Во-вторых, резко возросли провозные возможности. Ну и, в-третьих, БАМ открыл транспортные или, как сейчас модно говорить, логистические подходы к целому ряду богатейших месторождений – нерюнгринскому углю и так дальше. Не знаю, как это смотрелось из центральных регионов России, а для Дальнего Востока строительство БАМа, безусловно, стало очень большим событием.
Если отбросить предысторию – а трассировка магистрали и первые работы относятся еще к довоенному периоду – то строили его чуть больше десяти лет; срок сопоставимый со строительством великого сибирского железнодорожного пути на рубеже 19 и 20 веков. При этом БАМ почти вдвое короче; но и построен он на две трети в зоне вечной мерзлоты. Именно этот опыт позволил уже в постсоветские времени дотянуть северное ответвление БАМа почти до Якутска, а теперь еще и рассуждать о необходимости продления трассы в сторону Магадана.
Не убежден, что это будет уже прямо завтра; но ведь недавно и железная дорога до Якутска казалась фантастикой. К слову, бамовский опыт совершенно прямо отразился и в нашей, новейшей владивостокской истории: именно выросшая из бамовских тоннельных и мостоотрядов компания «Мост» построила в 2012 году наш прекрасный мост на Русский остров, через пролив Босфор Восточный. Это же ведь тоже изначально казалось чем-то фантастическим, но вот поди ж ты – ездим по нему уже второй десяток лет, а кажется, что так всегда и было.
Не расстанусь с комсомолом...
С БАМом неразрывно связана и еще одна дата, выпадающая на 29 октября – день рождения комсомола. Для молодых надо долго и сложно объяснять, что это было за явление; а вот немолодые дяди и тети в этот день ностальгически улыбнуться и вспомнят свою молодость – хоть и далекую, но от этого не менее прекрасную. Я тоже отношусь к этому поколению и потому не могу быть беспристрастным: с одной стороны, я отлично понимаю, что как общественная молодежная структура комсомол был чересчур заорганизован и идеологезирован; с другой стороны – это воспоминания о юности, когда воздух был чистым, деревья – высокими, а все девушки – прекрасными. Не расстанусь с комсомолом – пелось в песне тех лет – буду вечно молодым. Ну, вечно молодым, к сожалению, никому из нас не дано остаться, а с комсомолом, к не меньшему сожалению, мы все-таки расстались.
Освобождение китов
Что касается тезиса, с которого мы начали – о достижении результатов в немыслимых, казалось бы, условиях – то вот еще одна иллюстрация. Ровно 35 лет назад, а двадцатых числах октября 1988 года моряки из Владивостока, экипажи ледокола «Адмирал Макаров» и дизель-электрохода «Владимир Арсеньев» явили миру блестящее мастерство ледового плавания, проведя операцию по спасению китов.
3 минуты
28 октября 2023