Найти тему

Легенды об оживающих картинах и статуях будоражат воображение и заставляют верить, что в произведениях искусства заключена некая магическая сила. Всем известен миф о Пигмалионе, который создал прекрасную статую и влюбился в неё, а богиня любви Афродита, увидев страдания скульптора, вдохнула в его творение жизнь. В эпоху романтизма этот сюжет использовали Т. Мур в балладе «Кольцо», Й. Эйхендорф в «Мраморном кумире», П. Мериме в новелле «Венера Ильская» и др. В историях о статуе/картине, преследующей или убивающей своего любовника или жениха, есть родство с темой вампиризма и клятвой мертвой невесте (прямо как у Тима Бёртона в «Трупе невесты»). Наш А. Пушкин вполне оригинально разработал сюжет о погибающем от пожатия каменной десницы Командора Дон Жуане в «Каменном госте». Он, конечно, является западным заимствованием, зато эта «маленькая трагедия» стала предтечей «Медного всадника», преследующего героя по улицам величественного Санкт-Петербурга. С картинами тоже все интересно, помните «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда, где герой остается вечно молодым и красивым, а его портрет стареет и обезображивается, отражая все пороки и преступления, которые совершает Дориан? Идеальный сюжет! А как вам «Портрет» Н. Гоголя? Молодой художник покупает портрет, в котором находит тайник с золотом. Золото совращает его, губит его талант. Позже выясняется, что в портрете заключена душа ростовщика, погубившего много людей. Кинематограф тоже вовсю эксплуатирует подобные темы: «Ангел для Сатаны» Камилло Мастрочинке о духе, заключенном в статуе , «Голем» - на основе древнееврейской легенды о глиняном великане, которого создал раввин для защиты народа , «Господин оформитель» Олега Тепцова, снятый по мотивам повести А.Грина «Серый автомобиль» (об этом фильме я напишу подробнее) или даже комедия «Ночь в музее» - куда же без Голливуда!

Так оживают ли статуи или картины в реальности?
В Испании в 1919 г. в городе Лимпиасе множество людей заявило под присягой, что они своими глазами наблюдали, как «изображения некоторых святых на картинах совершали чудеса, выходя, например, из рам, совершая те или иные действия». Десятки исследователей устремились в городок. Профессор Е. Р. Йенш, описывая данный эпизод в книге «Эйдетические изображения» (1930 г.), объяснил подобные видения наличием эйдетических образов, т. е. сложных изображений на сетчатке человеческого глаза, существующих в зрительной памяти и накладывающихся на привычные зрительные образы. Не удалось только объяснить, как этот процесс смог происходить у столь огромного количества людей одновременно. Интересно отметить одинаковые детали в рассказах людей, видевших, как оживают картины или статуи. Они часто упоминали неестественное сияние и неестественное качество света во время самого видения, а также то, что ожившие образы и фигуры напоминали голограмму. Подобные явления фиксируют и сейчас, насколько они правдивы, должны судить специалисты.
Как могут безжизненные каменные фигуры или полотна оживать? Все это уже описано в многочисленных легендах и мифах разных культур: если в западной культуре античные изображения и изваяния одушевлялись, считались покровителями, в христианские времена они уже чаще стали нести губительную функцию. А вот в юго-восточной Азии , например, благодаря молитвам, ожившие изображения и статуи божеств становились защитниками просящих, причем могли блюсти интересы хозяев даже после их смерти.
По мнению изучающих данный вопрос исследователей, не каждая статуя или картина способна ожить. Существуют особые условия, которые необходимо выполнить, чтобы состоялась «материализация чувственных идей» (слова графа Калиостро из «Формулы любви» Марка Захарова): это эмоциональный призыв, жертва, вера, образное мышление, наделение определенными качествами, молитва-просьба, завет-обещание, клятва.
Каждый решает сам, верить или нет в то, что изваяния и картины способны материализоваться.
Легенды об оживающих картинах и статуях будоражат воображение и заставляют верить, что в  произведениях искусства заключена некая магическая сила.
3 минуты