104,8 тыс подписчиков
Вообще, на мой взгляд, история Революций 1917 года и Гражданской войны в России — это своего рода история «ломания шаблонов» и сплошная рубрика «ожидание — реальность».
Практически всем политическим силам в 1917 году и далее пришлось резко менять свои программы и установки, сталкиваясь с реальностью. Хрестоматийный пример — большевики, которые в процессе Гражданской создали регулярную армию, а закончили конфликт вообще вводом НЭПа (что многими «старыми большевиками» и пламенными революционерами было воспринято как «откат к капитализму»).
Кадеты, эти сторонники либеральных свобод и ценностей, уже в 1917 году сделали резкий поворот направо, превратившись в «лучших друзей белых генералов», сторонников военной диктатуры и ограничения свобод. Некоторые вообще подружились с монархистами (в эмиграции кадеты раскололись окончательно).
Эсеры рассорились и развалились в том же 1917 году, вынужденные выбирать между «народными ожиданиями» и «политической толерантностью к цензовым элементам». В итоге правые эсеры сперва оказались «в одной лодке с белыми», а потом — выбирали между «Лениным и Колчаком» (и в целом, Колчак для большинства казался худшим выбором в этой связке).
Левые эсеры вместе с анархистами вообще оказались «левее самих большевиков». При этом, имевшие за собой симпатии крестьянских масс, эсеры не смогли эти массы организовать и повести за собой (практически у них был такой шанс с ситуации с Комучем).
Во многом история Революций и Гражданской войны это история того, как «народная революционная региональная самоорганизация» в итоге проиграла бюрократизации и централизации. И, парадоксально, в бюрократизации и централизации вчерашние революционеры оказались успешнее белых — вчерашних генералов и чиновников.
1 минута
25 октября 2023
878 читали