28 подписчиков
Рычим! 🐯
Начинаем формировать звук р:
🎈 Выработка р проторного (без вибрации кончика языка)
Для правильного произношения звука р нужно, чтобы передний край языка стал широким. Здесь могут помочь сравнения, например: «Сделай язык блинчиком, пусть он полежит на тарелке»
Логопед произносит слоги пя-пя-пя, положив язык на нижнюю губу. При этих звуках язык легко распластывается. Внимание ребенка обращают на то, что язык стал ровный и широкий. «Теперь блинчик готов, положим его на тарелку».
Когда ребенок научится распластывать язык, делать его мягким, ненапряженным, ему предлагают поднять язык на верхнюю губу. Показывают это движение, сильно не открывая рот, чтобы ребенку не было трудно поднять широкий кончик языка вверх. Чем меньше будет расстояние между губами, тем легче сделать это движение.
Затем можно сказать: «Теперь отправим язычок за верхние зубы».
Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик. Необходимо следить, чтобы губы ребенка не закрывали зубы, иначе это помешает ему видеть положение своего языка. Можно обратиться к нему с такими словами: «Улыбнись, чтобы твои зубы были видны! Держи язык широким наверху. Скажи з...з...з... Чувствуешь ветерок? Подуй так еще раз. Ребенок слышит звук, близкий к з (именно этот звук получается при данной артикуляции), и не связывает его со звуком р.
Путем повторения звука з при поднятом кверху языке (губы ребенка все время находятся в положении улыбки) следует добиться, чтобы эта артикуляция стала привычной, выполнялась быстро и свободно.
🎈Постановка звука
Ребенок произносит с указанной выше артикуляцией звук з, что напоминает звук п, но без вибрации кончика языка. Если же вместо р будет слышаться ж, надо попросить ребенка подвинуть язык ближе к резцам. Слегка усиливая воздушную струю, а потом присоединяя звук а, мы слышим звуки ра. С другими гласными получаются звукосочетания ры, ро, ру.
Такая тщательная подготовка постепенно и прочно закрепляет у ребенка правильную артикуляцию, но без вибрации кончика языка. Полученный звук р называется проторным. Он возникает и в правильной речи в тех случаях, когда звучит коротко, например: рак, круг, мотор.
🎈Автоматизация звука
Далее р проторный вводят в слова, где он находится:
- в начале слова: рама, рыба, рука;
- в середине: барабан, корова, пароход;
- в конце: топор, помидор, мухомор.
С отработанными словами составляют предложения. При употреблении в словах и фразовой речи р проторного у ребенка иногда самостоятельно появляется раскатистое произношение звука р. В остальных случаях необходимо вырабатывать вибрацию кончика языка.
2 минуты
28 октября 2023