Найти тему
37 подписчиков

Во всех поездах, ехавших в эти дни по Курской, Рязанской и другим дорогам, то и дело слышались разговоры о смерти о. Амвросия; Станционные смотрители просто потеряли счёт проехавшим в Оптину пустынь. На другой же день по кончине старца прибыл в Оптину пустынь преосвященный Виталий, епископ Калужский и Боровский.

Чин погребения в Шамордино
Ко дню погребения стеклось с разных сторон народу тысяч около восьми.
13 октября в 9:30 часов утра прибыл в храм из Оптиной пустыни Калужский Владыка Виталий.
Началась божественная литургия. Владыке сослужили два архимандрита: о. Моисей Тихоновский и о. Исаакий Оптинский и шесть иеромонахов. На правом клиросе пел хор архиерейских певчих, а на левом – хор сестёр общины. Благоговейное, громкое и внятное служение Владыки, блестящий сонм священнослужителей, при бедной обстановке св. храма, густые толпы народа, а в центре – дорогой всем гроб – всё сие настраивало присутствующих на высокие молитвенные чувства. Плач и рыдания слышались постоянно. Все молились горячо и усердно за того человека, образ которого в виду его гроба витал как бы у всех пред глазами.
После причастного стиха с благословения преосвященного на амвон вышел профессорский стипендиат при Московской духовной академии иеромонах Григорий (Борисоглебский), прибывший из Сергиева Посада на погребение о. Амвросия, и произнёс следующее слово:
«…Плачь, Святая Русь! Ты лишилась в этом нищем духом и телом отшельнике своего великого печальника, любившего тебя всею силою христианской любви, отдавшего тебе всю свою жизнь и, можно сказать, принесшего тебе ее в жертву. Уж больше ты не придёшь к Оптинскому старцу о. Амвросию со своими скорбями и горестями за утешением. Уж больше ты не пошлёшь к нему ни Достоевских, ни Толстых, чтоб им поучиться у простого монаха внешней науке: умению жить по человечески, по-христиански. – Возрыдай горько, св. Оптинская обитель! Ты лишилась своего старца, который был носителем святых преданий старчества, издавна украшавшем тебя. Ты лишилась своего наилучшого сына, более 50 лет служившого тебе верою и правдой, воздвигшего тебе прекрасный храм и всё время отечески заботившегося о твоём духовном процветании. Уж больше вы, Оптинские иноки, в минуты, когда тяжесть иноческого креста сильнее сдавит силы вашего духа, когда душа воскорбит и востоскует глубже обыкновенного, не пойдёте вы за верным облегчением к дорогому батюшке о. Амвросию. Плачь горькими слезами и ты, здешняя Шамординская община! Плачь так, как плачет малый ребёнок, потерявший своих родителей и не знающий: кто-то ему заступит место усопших, кто-то приласкает, накормит, напоит его. В почившем ты лишилась своего духовного отца, который любил тебя всей силой своей самоотверженной пастырской любви. Он тебя родил рождением духовным на свет Божий, он, как нежная мать, лелеял тебя во дни твоего младенчества, он отдавал тебе все стекавшиеся к нему пожертвования, он устроил тебе сей храм святой, он отдал тебе все последние дни своей многострадальной жизни, которые провёл в твоих стенах, чтобы на закате своих дней своим присутствием, своим глазом и словом сильнее вдохновить трудящихся над твоим устроением духовным и телесным. Он отдал тебе самый лучший расцвет своего пастырского делания. Плачьте, матери и сестры! Вашего отца и благодетеля, вашего старца и батюшки не стало. Вы остались горькими сиротами».
По окончании литургии началось отпевание. На средину храма вышел многочисленный сонм 28-ми священнослужителей с преосвященным Виталием во главе. Тут были: о. архимандрит Моисей (настоятель Тихоновой пустыни), о. архимандрит Исаакий (настоятель Оптиной пустыни), протоиерей И. А. Делекторский (из г. Белёва), иеромонах (ныне архимандрит) Григорий, иеромонах Трифон и др.
Приблизился последний момент земного пребывания почившего: наступила минута последнего целования умершего. Раздались печальные, стройные звуки дивно-высокой священной песни: «Приидите, последнее целование дадим умершему», – и все присутствовавшие зарыдали, как малые дети; плакали все: и большие и малые, и мужи и жёны. Первым подошёл ко гробу Преосвященный.
3 минуты