Найти тему
5485 подписчиков

К слову, о редукции.


Чуть раньше я писала о т.н. «редуцированном эозине» на предприятии Жолнаи и это лишь один из множества видов технологии «восстановления».

А тут у коллег вышло замечательное видео, где они подробно исследуют восстановление и пытаются систематизировать все процессы, происходящие в восстановительном обжиге.

Видео длинное, с графиками и иллюстрациями, если интересно, то можете с ним ознакомиться по ссылке в конце поста.

А я лишь тезисно расскажу что это такое и какие виды восстановления существуют.

Редукция или восстановительный обжиг — это химический процесс, который происходит в керамике при отсутствии кислорода во время обжига.

Обычный обжиг — окислительный. Все мы знаем, что живем в окислительной среде, т.е. в окружении кислорода.
Обжиг происходит так же — с участием кислорода. Поэтому все привычные красители — оксиды и соли металлов — передают свой цвет керамике так, как мы его видим в обычных условиях.

Например, оксид железа имеет красно-коричневый цвет (ржавчина), поэтому глина с большим количеством этого оксида имеет рыжий цвет — та самая терракота или красная гончарная глина. А оксид меди — зеленый — наверняка все видели позеленевшие медные крыши.

Но если ограничить доступ кислорода в печь, то в процессе обжига требуемый для процесса кислород начнет извлекаться из этих оксидов, а красители начнут приобретать цвета и фактуры исходных металлов.

Самый эффектный в этом смысле краситель — это оксид меди, по причине радикального отличия цвета оксида от исходного металла. Оксид меди — бирюзовый, а сама медь — красная.

Железо тоже неплохо выглядит — красно-рыжий в окислительной среде и серебристо-черный в восстановительной.

Технологий множество — от поверхностного и довольно грязного восстановления в опилках, до глубокого восстановления с применением спиртов.

К слову, в Абрамцево делали восстановление именно с применением спиртов, поэтому их выжившие майолики до сих пор имеют радужные поверхности.

Использование надглазурных материалов — всевозможных «люстров» и препаратов драгоценных металлов — также основано на восстановлении исходного металла из его соли или оксида с изъятием кислорода из молекулы.

Температуры обусловлены применяемыми материалами. Если речь идет о глубоком восстановлении на фарфоре, то понятно, что температуры будут «фарфоровые», т.е. выше 1250-1300°, поскольку глазури там высокотемпературные.

Если речь идет о майолике, то и температуры нужны «майоликовые» — до 1000°.
Но поскольку реакции в майоликовых глазурях продолжаются и на совсем низких температурах — 600-700°, то поверхностное восстановление в опилках тоже происходит

На этом принципе основаны все огненные шоу, например Александра Лонга в Калифорнии или наших керамистов, развлекающихся таким образом в летнее время: раскаленное изделие достают из печи и засовывают в бак с опилками, затем бак закупоривают; опилки горят с выделением большого количества СО², кислород забирается из глазурей, исходные металлы восстанавливаются, а изделие меняет цвет и фактуру, становясь на вид «металлическим».

В люстрах и препаратах драгоценных металлов «восстановителем» работает смола, в которой растворены соли этих металлов.

Комбинирование способов и непредсказуемая неравномерность реакции дает очень красивый и совершенно уникальный итоговый результат, который так и восхищает зрителей. ❤️


🔥
2 минуты