Найти в Дзене
39 подписчиков

В московском издательстве «Росспэн» вышла в свет книга ростовского ученого, доктора исторических наук, профессора Южно-Российского института управления (филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ) Сергея Кислицына «Партийная фронда под секирой НКВД». Она продолжает серию исследовательских работ о сталинских репрессиях 30-х гг в высших партийных кругах.


- Сергей Алексеевич, это уже 12-я по счету Ваша книга, что заставляет продолжать тему?
- Эта книга задумывалась как серия биографических очерков о партийно-советских деятелях Азово-Черноморского края, погибших в сталинских застенках во второй половине 1930-х. По мере написания очерков у меня возник вопрос: за что именно были уничтожены периферийные руководители, как правило не участвовавшие в борьбе за высшую власть и не имевшие никакого отношения к контрреволюции, вредительству, немецкой и японской разведкам и т. п.?
Просто ответ «ни за что» сегодня неприемлем, поскольку очевидно,что Сталин и его окружение не были примитивными маньяками и тупыми эгоистами. Наоборот, они руководствовались интересами государства — как их понимали. С другой стороны, архивно-следственные дела переполнены фактами и юридическими обвинениями, которые создают иллюзию заговоров и вредительства, причем не только в регионе, но и в масштабах всей страны.

- И что же, по-Вашему, послужило поводом для репрессий?
- В отечественной историографии имеются тысячи работ, но общепринятая позиция до сих пор не выработана. Нам близка точка зрения о стремлении Сталина избавиться от участников прошлых оппозиций и инакомыслящих большевиков, которых мы относим к "партийной фронде".

- Что такое фронда применительно к отечественной истории?
- Понятие возникло в монархической Франции XVII века, оно переводится как «праща». Оно обозначает некую оппозиционность представителей элиты, которая выражается лишь на словах. В 30-х годах фрондой можно назвать обоснованную Н.И. Бухариным концепцию пролетарского гуманизма, которая идеологически противостояла идеологии сталинизма. Ряд накркомов и первых секретарей обкомов проявили, как однажды выразился Сталин, «сомнения в успехе эксперимента коллективизации». Именно за это и расплатились, будучи обвиненными в шпионаже и предательстве. Это и были признаки партийной фронды — непринципиальной оппозиции, ставшей главным объектом репрессий середины 30-х в центре и на местах. Сталин именовал фрондеров «двурушниками», во время судебных квазипроцессов они были правотроцкистами. Мы ввели в научный оборот понятие партийной фронда, которое многое обращает.

- Кто из донских деятелей попал под колесо репрессий?
- История репрессий в Азово-Черноморском крае и Ростовской области изучена недостаточно. Мы поднимали эту тему в монографиях о «Шахтинском деле», о жизнедеятельности С.И. Сырцова, трагических судьбах С.Ф. Васильченко, М.П. Жакова, А.А. Френкеля и других. В данной книге приведены сведения о работавших в донском регионе соратниках Ленина — А.С. Бубнова, П.А. Богданова, Н.П. Глебова-Авилова. Работа по изучению репрессивной составляющей советского периода истории будет продолжена.

На снимках: профессор Сергей Кислицын представил в редакции «Молота» свою новую книгу. @Molot_gazetaBot
2 минуты