Найти в Дзене
234 подписчика

Вчера в информационном поле обсуждалась новость появления штрафов за навязывание покупателям элементов при покупке. Закон подписал Президент В.В.Путин, который вступит в силу 29 октября.


Что это значит. Продавец теперь не откажет клиенту в покупке, если тот отказывается приобретать дополнительные элементы.

Что грозит. Инстанция наложит административный штраф на должностных лиц 2 000₽ - 4 000₽, на юридических лиц 20 000₽ - 40 000₽.

К какой сфере применим. Ко многим. Пример: сфера автобизнеса. Это отрасль, которая часто при покупке товара призывает потребителя принять дополнительные условия, такие как страхование жизни, страховка, дополнительное оборудование. Скандалы и разбирательства по этому вопросу происходили в период COVID19, когда автосалоны устанавливали доп.оборудование на автомобили и не продавали без них. Цена автомобиля увеличивалась на 50% - 80%, чем первоначально рассчитывал покупатель.

Закон в первую очередь думает о потребителе. Автомобиль покупала в 2021 году и тоже приобрела дополнительную сервисную гарантию, на которой настояли. Поэтому закон воспринимаю как клиент положительно, но отмечаются сложности.

Навязывание и фиксация. Автосалон или магазин снимать можно, но сотрудников и иных лиц, только с согласия (ГК РФ Статья 152.2. Охрана частной жизни гражданина). Предложение дополнительного элемента происходит в процессе разговора. Навряд ли найдётся сотрудник, который согласится дать на это разрешение. Видеосъёмка или аудио съёмка разговора зафиксируется, но файл нельзя будет использовать в суде и приобщить к материалам дела.

Ситуация: клиент пожаловался на навязывание в Роспотребнадзор, Центробанк, ФАС, в прокуратуру, суд. Проверке тяжело будет установить этот факт, если нет документального подтверждения. При физической проверке на месте в 100% случаях будет реакция «ничего не навязывали», документально в этих вопросах тяжело подкопаться. Вспоминаем договора, которые не внимательно читают при покупке.

Рекламный рынок и скрипты продаж уже умело обходят навязывание. Объект становится условием предоставления скидки или обязательным элементом. Клиент страхует квартиру при покупке. Клиент покупает страховку в конкретном месте и получает скидку на автомобиль. Клиент приобретает аксессуары на сумму 5 000₽ и получает скидку на телефон или берёт в рассрочку на период, которого нет в стандартной покупке. Маркетинг - инструмент, который часто используется чтобы навязать продукцию, но таким образом, чтобы клиент якобы захотел купить сам.

Суммы штрафа. Для некоторых компаний суммы меньше маржи, которую компании получают, когда продают дополнительные услуги или товары. Штраф оплатить и остаться в плюсе - частый кейс.

По-другому обстоят дела по штрафам за то, что произойдёт отказ в рассмотрении обращения клиента без оснований: на должностных лиц 15 000₽ – 30 000, на юридических лиц 100 000₽ – 300 000₽. Это суммы весомее. Такие вопросы решаются через суд. Не каждый потребитель доходит до конца и в текущих делах по этому вопросу. Поэтому, ждём судебные постановления и примеры из жизни, чтобы оценить эффект.

P.S. Благодарю, читатель, что дочитал до конца. Подписывайся на телеграм - канал "Джедай маркетинга", который завела ещё в 2022 г. в формате заметок для себя, теперь появится ещё и авторский материал. Пользу, заботу и честность гарантирую 😊
2 минуты