Найти в Дзене
212 подписчиков

Отчаяние от сознания полного бессилия изменить что-либо заставило его обратиться с просьбой к своему родственнику, английскому королю Георгу V, о разрешении на вьезд в Англию, чтобы соединиться с семьёй. Но так же, как и Николай I, он получит отказ.


Отрицательный ответ получила и великая княгиня Мария Георгиевна, хлопотавшая о муже в английском Форин-офисе.

В марте 1918 года его отправят в ссылку в Вологду, где он встретит других пленников - своего старшего брата великого князя Николая Михайловича, известного учёного-историка, который ранее активно поддержал отречение Николая I и революционные изменения в стране, и великого князя Дмитрия Константиновича, вообще далёкого от всякой политики.

Благодаря бескорыстной помощи членам императорской фамилии, оказавшимся в бедственном положении, со стороны датской миссии переписка Георгия Михайловича с семьёй, находившейся в Англии, не прерывалась до его гибели.
В июле 1918 года в одном из таких писем он сообщал об убийстве всей царской семьи и переводе вологодских пленников в Петроград, где к ним присоединили и совершенно больного великого князя Павла Александровича, младшего сына Александра Il.

В последних письмах Георгия Михайловича из тюрьмы видна, кроме печали, и смиренная покорность судьбе, и готовность достойно, «без завязанных глаз встретить расстрельную пулю»: «Меня это не пугает, так как совесть моя чиста, и с Божьей помощью я умру спокойно».

В это время Мария Георгиевна не оставляла усилий на «династическом поле Европы», обращалась к Папе, умоляла о помощи несчастным узникам английское правительство. Она до последнего надеялась, не веря слухам и газетным сообщениям о казни четырёх Романовых в Петрограде.

Двадцать девятого января 1919 года их раздели до пояса и выгнали из каземата Петропавловской крепости на мороз, а потом поставили на край братской могилы, в которой уже лежали тела только что расстрелянных людей.

Это дикое, бессмысленное убийство четырёх великих князей было совершено «в порядке красного террора» в ответ на «злодейское убийство в Германии товарищей Розы Люксембург и Карла Либкнехта» за несколько дней до отмены смертной казни.

Место захоронения до сих пор неизвестно.

Супруга Георгия Михайловича, великая княгиня Мария Георгиевна, после окончания войны уехала в Грецию, где в 1922 году вышла замуж за моряка, капитана 2-го ранга Перикла Иоаннидиса. Скончалась в Греции в 1940 году.

Из дочерей первой вышла замуж младшая, Ксения, за У. Б. Лидса, 19-летнего наследника американского миллионера. Брак, однако, вскоре после рождения дочери Нэнси распался.

У старшей, Нины, судьба сложилась более удачно. Она вышла замуж по взаимной любви за эмигрировав шего из Грузии князя Павла Чавчавадзе.

Это был счастливый и прочный брак. Их единственный сын Давид впоследствии напишет воспоминания о своей семье, во многом основанные на рассказах матери, до конца жизни помнившей отца, великого князя Георгия Михайловича, и «любимый дом в Хараксе».

Информация и фото из статьи Марины Земляниченко для каталога выставки «Романовы. Воспоминания о Крыме».
2 минуты