79,9 тыс подписчиков
Нижнетагильский подносный промысел. Мое личное открытие года. На мой взгляд, совершенно незаслуженно оказался в тени своего младшего московского собрата Жостово.
Уральская роспись по металлу. Самобытная, не заимствованная культура, сформировавшаяся в крестьянской старообрядческой среде в суровом горнозаводском уральском крае: сюжетная роспись, фантазийный розан, двуцветный мазок, перенос на поднос европейских гравюр, просечные кружевные борта, искусный трафаретный растительный рисунок. Подносы-картины и подносы-скатерти. Мощные, уральские.
Промысел, к счастью, в живом бытующем состоянии. 20 век прошёл не без потерь для нижнетагильского подноса: сначала все «по списку» испытания для промыслов первой половины 20 века, а потом случилось навязывание чуждой жостовской традиции в качестве «спасительной» прививки.
Сегодня в Нижнем Тагиле подносы делают как на предприятиях, так и кустарным способом. Традиционные технологию и технику стараются сохранять, насколько это возможно в современных реалиях. Мастерам-надомникам, как мне показалось, удаётся это лучше. В нижнем Тагиле принята муниципальная (!) целевая программа поддержки народных художественных промыслов.
А ещё в Нижнем Тагиле есть Уральский колледж прикладного искусства и дизайна (филиал Строгановки) и музей при нем, а также Творческая мастерская «ПРО_ТРАДИЦИИ» и музейно-производственный центр «Тагильский поднос». Все они на своём уровне сохраняют традиции промысла.
Ну а главным хранителем наследия промысла выступает Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал», как ему институционально и положено. В его структуре имеется музей подносного промысла - классический коллекционный исторический музей. Он располагается в историческом здании - сохранённом доме мастеров подносного промысла Худояровых. Здесь же, в едином ансамбле, в ещё одном историческом здании находится этнографический музей, который транслирует этнокультурное наследие Нижнего Тагила. Расписанные и плетёные берестяные бураки, расписные и обитые жестью сундуки - ещё одни яркие локальные художественные явления.
Работа музея со своим локальным этнокультурным наследием - это отдельное мое браво коллегам. В штате музея-заповедника вот уже 25 лет функционирует фольклорный коллектив «Соловейки», который работает «в поле» с музыкальной и обрядовой этнокультурой, осваивает это наследие и непосредственно транслирует его. Посчастливилось побывать на их концерте, посвящённого 25-летию коллектива. Это что-то невероятное!
Подносная история это фрагмент большой демидовской истории, а демидовмое наследие - доминантное для Нижнего Тагила - сохраняется музеем-заповедником самыми разными способами: историческим музеем, музеем-заводом, средовыми музейными объектами. Во многом передовой опыт в нашей стране.
Нижнетагильский музей-заповедник регулярно проводит научную конференцию по промыслам, благодаря которой я наконец приехала в этот замечательный город. В этот раз это были 11-е Худояровские чтения. Очень рада принять в них участие и выступить с пленарным докладом о проблемах сохранения и актуализации гжельского промысла. В сравнении сохранения наследия наших промыслов, Гжель, к сожалению, сильно проигрывает. И тут есть чему учиться у коллег и чем вдохновляться.
Автор публикации: Ольга Семерицкая
2 минуты
29 октября 2023
207 читали