124 подписчика
Мой дед, Бекмурзов Сидор Самсонович, ушел из жизни 26 лет назад, 28 октября 1997 года...
В этом году ему исполнилось бы 90 лет...
Уникальный хирург, спасший тысячи жизней, он был из тех удивительных поколений, которые рождалась в те годы в горах Осетии, поражая своей культурой, аристократичностью и интеллектом людей со всего мира.
Родом из самого высокогорного села Дигорского ущелья Северной Осетии, Камунты, две тысячи метров над уровнем моря, ежедневно ходя в школу по горным тропам 12 км, он от корки до корки перечитал всю сельскую библиотеку и книги стали его постоянными спутниками жизни, с годами дефицитные собрания сочинений занимали огромные стеллажи в его доме.
Он совершенно не делал грамматических и пунктуационных ошибок, правописание сверялось по нему.
Впервые в городе Владикавказе оказался только когда приехал поступать в мединститут, в свои 17 лет был удивлен, увидев трамвай. Вступительные экзамены сдал блестяще, оставив позади многих городских, сочинение по русскому языку написал на 5/5. Будущую супругу, Эмму Константиновну, с которой душа в душу прожил всю жизнь, он встретил в стенах мединститута. Они дважды работали за границей, в совершенстве владели французским, несли свет советской медицины в Алжир и Тунис.
Он обладал колоссальной физической силой. Будучи хирургом высочайшего класса, он, чтобы ничем не навредить своим главным инструментам - рукам, обычно не касался молотка с гвоздями, хозяйственной работы, но когда однажды Волга ГАЗ-21 застряла и ее не могли вытолкнуть три человека, он один просто поднял ее.
Поражал его интеллект, знание абсолютно всех областей и сфер, его любимым занятием были кроссворды, которые, казалось, его впечатлить не могли: увесистая Советская энциклопедия, которая лежала рядом с ним, как помощник, открывалась редко.
В хирургии он был профессионалом высочайшего уровня. Ставил рекорды в мастерстве и скорости операций. Возглавлял хирургическое отделение РКБ Северной Осетии. В медицине основа основ, это диагноз и его знания были настолько обширны, многогранны, что практически в любой сфере он мог помочь и главное, поставить безошибочный диагноз. Уже на пенсии он консультировал и консультировал непрестанно.
В общении с близкими был олицетворением того осетинского воспитания, которое возможно впитать только с молоком матери и горным воздухом. Сдержанный, без лишних эмоций и слов, честный и смелый, всегда готовый встать рядом в сложную минуту.
Давать волю эмоциям, проявлять нежность, баловать детей было для горцев в Осетии не принято, во всем сдержанность. Это в крови было у него. Он и детей своих не баловал. Но когда появился первый внук, что-то в нем изменилось. Самые дефицитные советские игрушки были моими. Я называл его "дéда"... Он любил гулять со мной и это необычно было для тех, кто знали его всю жизнь. Он высокий, под метр девяносто, степенный, статный, даже суровый, никогда не гулявший вот так со своими детьми, медленно прогуливался со мной, 3-4 летним от ул.Бородинской, где они с бабушкой жили, до проспекта Мира, водил меня в музей генерала Плиева, о многом рассказывал, а я хватался за указательный палец и шёл рядом. Был я очень непослушным ребёнком, но в эти моменты становился спокойным, для меня было очень важно вот так идти с ним рядом. Он был удивительным человеком.
Бекмурзов Сидор Самсонович ушел из жизни 28 октября 1997-го года в возрасте всего 63 лет, став первым из поколения моих дедушек и бабушек, которых я потерял... Когда его хоронили, гроб над людским морем подняли четыре полковника: зять, Станислав Марзоев и его друзья-офицеры...
Сидор Бекмурзов покоится в центре Западного кладбища Владикавказа, рядом с супругой и дочерью...
Сложно объяснить, но таких людей, как он, сегодня почти уже нет... Это не просто люди, это эпоха. Светлая память тебе, деда.. Рухсаг у...
3 минуты
29 октября 2023