Найти в Дзене
47 подписчиков

Изображенная на стенах царских заупокойных храмов, в своей классической заплетенной прическе с буклями на груди или же, порой, в многослойном сине-золотом парике, Хатхор с не меньшей нежностью давала грудь фараону, возрождая его силой своего молока.

В руках Хатхор часто держит свои знаменитые эмблемы – систры или менат – магические музыкальные инструменты, обладающие способностью умиротворять и пробуждать новую жизнь. В обыденных эпизодах храмового ритуала ими пользовались жрицы, царицы или же дамы из знатных семей, принимающие участие в погребальной церемонии. Одновременное использование систра и мената, как указывают тексты на золотом ковчежце из гробницы Тутанхамона, могли вызывать силы богини Уретхекау, всесильного воплощения Хатхор, чье имя переводится как «Великая чарами» и которая воплощала собой энергию божественных инсигний и ритуальных предметов.
Известны два типа систров – сехем и сешешет. Первый, в форме петли со струнами, на которые были нанизаны металлические диски, установленной на ручку со скульптурной головой богини сверху, наиболее распространен. Звук этого инструмента, шелестящий и тонкий, имитировал собой шелест тростников папируса, раздвигаемых богиней в ритуале сешеш уадж, и призывал богиню, способствовал ее проявлению. Другой тип систра выполнялся в виде храмового портала, установленного, опять же, на ручку, украшенную головой Хатхор. Этот систр символизировал собой врата небес, из которых выходил в мир Ихи , сын Хатхор, бог-покровитель музыки. Внутри такого систра были заключены металлические шарики, издававшие при сотрясании инструмента мелодичный звон. На рельефах из храма на острове Филе изображены покровители этого систра - Ихи-Нун и Ихи-Уаб, несущие возрождение умершим.

Вотивное блюдо "стихии Нуна" с изображением эмблем Хатхор и лотосов.
Фаянс. XVIII-XIX дин.
Турин, Египетский музей.

Не менее значимым был и менат, священное ожерелье Хатхор, также выполнявшее функции музыкального инструмента. Богиня часто держит менат в руке, или же на плече; очень редко ожерелье изображается непосредственно на шее Хатхор, если она предстает в человеческом облике, в то время как на шее ее священной коровы – довольно часто. Само ожерелье состояло из многочисленных низок круглых бус синего или бирюзового цвета и символизировало пряди волос Хатхор. Противовес, к которому крепилось ожерелье, выполнялся в виде стилизованного трапециевидного женского торса, завершающегося на месте лона диском; часто противовес завершался эгидой – объемной головой божества, обрамленной широким ожерельем усех, или же плоским изображением головы царицы , предстающей в облике Хатхор, иногда с руками, сжимающими символы вечной жизни. Внутри верхней, трапециевидной части противовеса можно встретить миниатюрное изображение стоящей богини, кормящей грудью царя или божественного младенца, что уподобляло, таким образом, противовес телу богини, дитя в чреве которой питалось соками матери. В диске, которым завершается менат, обычно есть изображение зародыша, которого готова родить на свет богиня – будь то сокол Хор, скрытый в тростниках папируса, или же солнечная рыба инет, или тилапия, символ существования и возрождения; можно встретить здесь изображение самой коровы Хатхор, шествующей по тростникам или же Исиды, кормящей своего сына Хора или же обнаженного солнечного младенца, с пальцем у уст, сидящего на лепестках лотоса, готового родиться на восточном горизонте неба из чрева Нут-Хатхор. Раскрытый цветок лотоса – основной мотив декорировки внешней стороны противовеса мената, который таким образом, показывает содержимое утробы Хатхор-Нут в момент предшествующий солнечным родам.
Это символическое изображение богини, беременной солнечным младенцем, форму тела которой повторяет менат, мы знаем и по поразительному изображению на остраконе , найденному в Долине царей: богиня изображена в фас, с тяжелой наполненной молоком грудью, ее чрево, в форме диска, заполнено солнцем, изображенным в облике младенца, пребывающего в утробе, с эрегированным членом и пальцем у рта; богиня опять же лишена ног.
3 минуты