Найти тему
47 подписчиков

Богиню. Согласно храмовым календарям Позднего времени, великий «праздник Ее Величества» в последние дни месяца Месоре, соответствовавшего «окончанию года» и «началу нового года», включал в себя выполнение ритуала умиротворения Сехмет. Сосуществование официального, «плавающего», года и естественного года, который начинался с гелиакического восхода Сириуса, возвещающего паводок Нила, и приближение лета, дублировало моменты обновления года. Так, например, согласно поздним храмовым календарям, восхваления Бастет и других львиноголовых богинь, уподобленных божественному Году и Сириусу, происходили в течение месяца Паони. Кроме того, ритуал сехетеп Сехмет, вероятно, происходил по воле обстоятельств: при одном из первых Тутмосидов началом приношения литаний Сехмет было 29 число месяца Мехир, третий день празднества Амона, а Танутамани принимал на себя обязательства «умиротворить Сехмет» после взятия Мемфиса штурмом. Постоянной опасности вечно тлеющего солнечного огня - постоянный ответ: долгие литании Сехмет, которые, синхронно, защищают год во всей его целостности, и дважды в день приводят надлежащее имя для заклинания богини. Для египтян кобра с головой львицы или львица в короне из уреев, - Око Ра, единое и множественное, - воплощает опасности, которые таит в ней солнечный жар, однако, с другой стороны, это еще и вселенская сила циклов, дающая разлив великой реки, существование, наконец, – сила вечной жизни, способная в любой момент превратиться в «Золотую» богиню любви.


Символы и эмблемы Солнечной богини

Египетская цивилизация создала бессчетное число типов изображений Удалившейся богини, как в грозном облике, так и в милостивом. В египетских погребениях в большом количестве находят статуэтки т.н. «конкубин», или спутниц умершего – отчасти примитивные, намеренно грубые изображений женщин с подчеркнутыми половыми органами, чаще всего – из глины, позже обожженной. Зачастую у них лишь символически отображены ноги, или же отбиты на уровне колен, дабы они не могли «покинуть» того, кому были предназначены. У многих – подчеркнуто пышная прическа, которую делали из бусин, нанизанных на нити, украшали живыми цветами. В подлинном значении этих статуэток заинтересовались тогда, когда стало понятно, что они встречаются и в мужских и в женских погребениях. На некоторых из них встречались надписи, также расширившие представления об их функциях: так, на одной из подобных статуэток, хранящихся в Лувре , отличающейся тем, что женщина изображена держащей младенца, запечатлена просьба к ее умершему предку посодействовать в том чтобы она, бесплодная, обрела сына. По мере изучения этого типа памятников, стало понятно, что они воплощали собой принцип женственности, погребенный рядом с умершим для его посмертного возрождения. Эти маленькие, примитивные творения египетских мастеров-магов, были символами Хатхор, ее силы вызывать жизнь и перерождать умерших в своей утробе; на поверхности «чрева» таких статуэток зачастую изображали солнечный диск, который священный скарабей катил к выходу из лона. В эпоху Среднего царства они бывали и изящными, выполненными из фаянса, расписанными по глазури тонким черным рисунком, подчеркивавшим глаза, половые органы и, порой, пояс из раковин каури, который также был издревле эмблемой Хатхор; в головах таких статуэток проделывали отверстия, чтобы украсить их цветами. Вместе с этими статуэтками порой находили и знаменитых фаянсовых гиппопотамов, расписанных элементами нильской растительности. Эти фигурки-талисманы также способствовали возрождению умершего благодаря тому, что на их спинах изображался цветок лотоса – священный цветок Солнца, на лепестках которого, подобно божественному младенцу, должен был воссиять умерший.
В Новом царстве статуэтки женщин, отныне изготовлявшиеся из камня и порой расписанные, приобретают все более понятные и земные формы: божественная возлюбленная лежит на низком ложе для родов, рядом с ней – новорожденный младенец, сосущий грудь матери, - т.е. сам умерший, получивший новую жизнь и божественное молоко своей небесной матери.
3 минуты