47 подписчиков
Ушедшая, чтобы вернуться
На знаменитой ритуальной палетке Нармера, ставшей символом начала династической истории Египта, в верхней части памятника с обеих сторон видны лики женского божества с коровьими ушами, увенчанные рогами. Древняя форма небесной богини-матери, Бат, присутствует здесь как прообраз Хатхор, составляя на лицевой стороне палетки триаду базовых и глубоко архаичных представлений египтян о божественном, вместе с царем в короне Верхнего Египта и священным соколом: Хатхор, Осирис и Хор – три принципа, на которых основана жизнь во вселенной.
В глубине Древнего царства, запечатленный в «Текстах пирамид», появляется образ пути, на котором царь, прежде чем достичь своего места в сонме верховных божеств, оказывается на берегу кебху – предвечной водной глади, через омывание в которой достигается возрождение. Владычица этого бесконечного океана – Хатхор, выступающая опять же в облике коровы, своего священного животного, которая, поднимаясь из воды, несет меж своих рогов новое, молодое Солнце. Ко II тысячелетию до н.э. в храмах появляются так называемые «хаторические» капители, на которых две стороны украшены лицами богини с ушами коровы, которые демонстрировали природу богини, подательницы «воды жизни» анх-уас, т.е. молока , придающего живым существам божественность. Ее имя «обитель Хора» - символизирует собой беспредельное египетское небо, в котором парит сокол, олицетворяющий собой божественные силы. Иконография и тексты последующих эпох уточняют ее образ: она дочь Ра, живая сила любви, вечная подательница жизни и защитница умерших, священная утроба, перерождаясь в которой, молодеют даже сами боги.
Способность богини возрождать внутри своей утробы легла в основу культа ее священных гротов, один из которых, наиболее значимый, расположен в Долине цариц в Фивах, еще один был превращен в святилище храма Хатшепсут в Дейр эль-Бахри. Его имитация – святилище возведенного рядом храма Тутмоса III, разрушенного при землетрясении, по счастливой случайности сохранило до наших дней удивительный культовый образ Хатхор – статую пятнистой коровы, выходящей из высоких предвечных зарослей папируса, меж рогов которой рождается солнце. Под головой животного, образ которого выполнен из песчаника и расписан, изображен стоящий Аменхотеп II, по приказу которого была выполнена статуя; он же изображен посредством рельефа сбоку, обнаженным, сосущим молоко из вымени своей небесной матери, получая вместе с ним новое рождение и бессмертие. Эта сцена божественного кормления царя, известная еще по рельефам припирамидных храмов Унаса и Сахура, приобретает здесь какую-то особенную интимность и проникновенность. Намек на это кормление позже появился и в «Книге мертвых» в виде виньетки к ее последней главе, на которой великая небесная корова-мать выходит навстречу умершему из-за массива Дехенет – великой вершины фиванских гор, проходя сквозь заросли папируса, символизирующего место перехода между пространствами – земным и потусторонним. Сотрясая папирус и исполняя тем самым древний ритуал сешеш уадж, небесная корова направляет слетающиеся души умерших в Дуат.
2 минуты
29 октября 2023