Найти тему
47 подписчиков

Египетское присутствие между III и IV порогами, открывшееся с походами Тутмоса III, дошедшего до района Напаты, стало началом активной разработки египтянами ресурсов этих земель, в результате чего в Фивы шли крупные поставки золота, экзотических животных, рабочей силы. Можно предположить, что разведывательные отряды войск фараонов и сопровождавшие их жрецы продвинулись и еще дальше. Свидетельством, подтверждающим эту гипотезу, могут стать забальзамированные останки Mastacembelus – редчайшего вида рыб, подобных угрям, найденные в египетских некрополях. Эти существа, обитающие только в самых отдаленных районах Великих озер, были посвящены египтянами богу Атуму и погребались в длинных бронзовых саркофагах, крышка которых была украшена скульптурным изображением забальзамированной рыбы либо змеи с головой бога, в короне па-схемти. Это удивительное существо, привезенное слугами фараонов с далекого юга, египтяне связывали с понятием об истинных истоках реки и именно поэтому – с Атумом – «завершенным» богом, источником божественной творящей энергии, пребывающей во тьме глубин Нуна в «невыраженном состоянии» и по своей сути занимающим промежуточное положение между Ра и Осирисом. Подобно Осирису или даже Хапи Атум носит и длинную, завитую бородку хебесут, непременный атрибут обитателей далекого Пунта – «Земли бога». Таинственное воплощение Атума было хранителем истинных истоков великой реки, скрытых далеко в южных землях; как Атум, хранителем истоков был и фараон, иногда сам изображавшийся в облике демиурга Гелиополя в знак того, что был его наследником, «новым солнцем», воссиявшим над Нилом, прибыв из далеких, неведомых никому областей божественного пространства вместе с паводком Нила.

Каждый год вместе с половодьем в Египет приходил феномен изменения цвета вод реки – сначала Нил становился зеленым из-за большого числа растительных остатков, которые вода несла с далекого юга; чуть позже, вместе с водами Атбары воды начинали краснеть от железистых наносов эфиопского нагорья. С символической точки зрения, первые, зеленые воды ознаменовывали собой отход вод богини-матери, которая каждый цикл готовилась к родам младенца-Хора, несущего обновление; красные воды были знаком крови богини, пролитой во время родов солнечного младенца. В знак этой последовательности, которая несла Египту плодородие, «зеленый» или «красный» облик принимали духи Нила , изображавшиеся в нижней части стен египетских храмов подносящими полные столики жертвоприношений богам от имени того или иного нома страны. В эти же цвета окрашены волосы парика самого Ра-Хорахте , солнечного бога в своем апогее, который «сияет в горизонте, украшенный лентами зелеными и лентами красными», ставшими символами наивысшего подъема плодоносной реки. Именно ее дух, Хапи, был залогом единства Обеих земель, стягивая во время ежегодного новогоднего ритуала шема-тауи – «Объединения Двух земель» стебли папируса и лилии вокруг знака дыхательной трахеи и легких Египта, давая тем самым всей стране «дыхание жизни» и новый цикл существования.

Солкин В.В. Столпы небес. Сокровенный Египет. - М., 2006
2 минуты