20 подписчиков
РУБРИКА "МОЯ ИСТОРИЯ" - ТРОЛЛЕЙБУС ЗИУ-682В-012.
Бортовой номер 62.01. Заводской номер 34.40
Данный образец установлен в городе Твери на территории музея "Россия - моя история"
Автор фото №1-8 - Жанна Гора©ЖГ. Тверь. Октябрь-2023
* * *
Троллейбус ЗиУ-682В-012 (тот, что на моих фото 1-7) производился в г. Энгельсе на Заводе имени Урицкого («ТролЗа») с 1976 по 2016 год.
ЗиУ-682 (также ЗиУ-9) - советский высокопольный троллейбус большой вместимости для внутригородских пассажирских перевозок.
Всего выпущено более 42 тысяч ЗИУ.
Аббревиатура ЗиУ происходит от названия завода-изготовителя - завод имени Урицкого (полное название - "Ордена Трудового Красного Знамени Троллейбусный завод имени Урицкого"), расположенного в Энгельсе Саратовской области (в настоящее время ЗАО "Тролза")
Ранее, начиная с 1959-ого, завод г.Энгельса выпускал модификации-предшественники ЗИУ-682В-012.
За более чем полувековую историю производства создано несколько десятков моделей, адаптированных к различным условиям работы.
На базе ЗиУ-682 в 2000-е годы многие заводы создали свои троллейбусы - почти клоны 682-ых. Техническое решение легло в основу, например. АКСМ-101, Нижтролл и др.
Встретить ЗиУ-682 можно практически в каждом городе на территории бывшего СССР - во многих хозяйствах они работают до сих пор и при этом составляют львиную долю троллейбусного парка.
В Твери ЗиУ-682В тоже можно встретить, но, увы, только в качестве музейного экспоната. ЗиУ установлен на территории музея "Россия - моя история"
ИСТОРИЯ
С 1959 года Завод имени Урицкого выпускал троллейбус ЗиУ-5. Главным недостатком этого троллейбуса было отсутствие средней двери, что снижало быстроту посадки пассажиров на остановках, да и сам дизайн троллейбуса к концу 1960-х годов уже устарел. Перед конструкторами предстояла задача создать современный трехдверный троллейбус более вместительный, но при этом более легкий - из стального корпуса (на ЗиУ-5 кузов был из клепаного алюминия).
Первый прототип ЗиУ-682 - ЗиУ-9 был собран в 1966 году. С 1968 по 1975 год он работал во 2-ом троллейбусном парке Москвы. Внешний дизайн уже напоминал серийную модель. Из новшеств ЗиУ-9 - пневматическая подвеска и гидроусилитель руля. В наследство от ЗиУ-5 достались молдинги в виде украшений и электрооборудование аналогично серийно тогда выпускавшемуся ЗиУ-5Д.
Второй экземпляр был выпущен в 1970 году и проходил испытания в Саратове. Внешне он уже еще больше стал напоминать классический ЗиУ-682. На нем так же появились новшества виде радиомикрофонной установки для объявления остановок, люминесцентное освещение и штангоулавители. Что с ним стало после испытаний доподлинно неизвестно.
В 1968 году завод собрал троллейбус ЗиУ-9А в широком кузове шириной 2680 мм (у стандартного ЗиУ-682 - 2500 мм). Работал во 2 -ом троллейбусном парке Москвы до 1978 года.
Спустя 2 года после выпуска второго опытного экземпляра ЗиУ-9 с 1972 года началось серийное производство ЗиУ-682Б. Интересно, что у ЗиУ-682Б была пониженная задняя площадка, что позволило уменьшить количество ступенек у задней двери.
Самый первый ЗиУ-682Б начал работу в Чебоксарах 16 августа 1976 года. Этот троллейбус проработал с пассажирами до 1979, после чего до 1985 года служил в качестве учебного.
С 1976 года завод перешел к производству следующей модификации ЗиУ-682В. Больших конструктивных изменений модель не потерпела, незначительно изменился лишь дизайн. С 1984 года задняя площадка пересватала быть пониженной, пол стал ровный по всему салону. С 1985 года за место ЗиУ-682В началось производство под новым наименованием ЗиУ-682 [В00]. С 1988 года вместо ЗиУ-682В [В00] началось производство модификации ЗиУ-682В-012 [В0А] с более мощным двигателем и ЗиУ-682В-013 [В0В] с пневматическим приводом открывания дверей с 1990 года.
Фото №9 - Прототип ЗиУ-682. Фото из книги: Канунников С. Отечественные автобусы и троллейбусы. 1900-2000 г. / С. Канунников, М. Шелепенков. - Москва : За рулем, 2014. - С. 341.
Автор фото №1-8 - Жанна Гора©ЖГ
Тверь. Октябрь-2023
3 минуты
17 октября 2023