160,4 тыс подписчиков
В ответ на пост
Сегодня Вячеславу Бутусову исполнилось 62 года. В честь этого слушаем песню «Гудбай, Америка!» и делимся текстом Андрея Бухарина о создании хита — интересных фактов предостаточно.
История самой, пожалуй, известной песни Вячеслава Бутусова и группы «Наутилус Помпилиус» довольно причудлива.
Во-первых, некоторую путаницу в поисках ее на стриминговых платформах может создать тот факт, что первоначальное, оригинальное название композиции, которую все знают по ее эффектному припеву, довольно неприметно — «Последнее письмо», а в версии 2017 года оно уже даже не «последнее», а «прощальное».
Во-вторых, парадоксально, что один из самых любимых всеми концертных хитов Бутусова в студийном варианте существует не только в трех разных, но и в достаточно спорных версиях.
Начинала песня свою долгую и славную жизнь как румба с кубинскими ритмами. Она
была сочинена и записана для магнитоальбома «Невидимка» в далеком 1985 году не в профессиональной студии, а в обычной советской однушке, что самым прямым образом сказалось на качестве ее звучания (компьютеров и волшебных программ тогда не существовало).
Да и сами музыканты в тот ранний период еще только искали свой собственный звук и язык. Поэт Илья Кормильцев, автор текстов большинства будущих хитов только что присоединился к коллективу, и слова к песне написал не он, а басист и сооснователь «Наутилуса» Дмитрий Умецкий, о чем все обычно забывают.
Буквально через пару лет «Последнее письмо» станет концертным хитом «Наутилуса Помпилиуса» наряду с песнями с прорывного альбома «Разлука» и среди публики получит известность как «Гудбай, Америка!».
В ряду других уже ставших популярными песен она будет переписана Бутусовым для первого официального альбома «Наутилуса», выпущенного «Мелодией» на пластинках в 1989 году. Но и тут поклонники группы останутся недовольными новым вариантом песни, записанном в слишком синтетическом звучании в крутой попсовой студии (и с подачи, кстати, Аллы Пугачевой).
В третий раз Бутусов перепишет свой знаковый хит в 2017 году для сольного альбома, посвященного 35-летию «Наутилуса Помпилиуса», причем по какой-то причине он чуть переименовал его (в «ПРОЩАЛЬНОЕ письмо»). А весь альбом так и будет назван — «Гудбай, Америка!».
За предшествующие этому годы песня стала хрестоматийной. Она дважды звучит в знаменитом балабановском фильме «Брат-2», предсказавшего судьбу нашей страны на десятилетия вперед, в том числе в сцене возвращения Данилы Багрова домой из США. А уже позже вдохновит и даст название одноименному фильму Сарика Андреасяна.
Текст песни, ставшей чуть ли ни одним из гимнов Перестройки, в то время воспринимался скорее, как «постиронический», как сказали бы сегодня, ведь тогда страна и советский человек, наоборот, готовы были броситься в объятия своего вчерашнего противника.
Сегодня же, спустя почти 40 лет, когда на наших глазах совершается громадный геополитический разворот, к Америке задом, к Китаю передом, песня звучит настолько актуально, что кажется написанной на заказ.
Что сказать, настоящие, вечнозеленые песни имеют удивительную судьбу и переживают десятилетия, потому что люди находят в них все новые и новые прочтения.
2 минуты
15 октября 2023