112 подписчиков
Отдельная страница боевой биографии Станислава Марзоева - участие в вооруженном конфликте в Южной Осетии 1991-1992 годов. Информация об этом периоде практически не зафиксирована в его личном деле, а сослуживцы по спецназу ГРУ хранят молчание до сих пор. Это был период, когда советская страна фактически, а затем и юридически перестала существовать, наши Вооруженные Силы находились на территории Грузии буквально на осадном положении, т.к. власти этой республики проявляли полное пренебрежение законам и власти СССР и России, взяв курс на запад. Тем временем народ Южной Осетии, изъявивший историческую волю на сохранение в составе империи, был подвергнут жестокому физическому геноциду, экономической и территориальной блокаде. В этих условиях офицер спецназа ГРУ СССР Станислав Марзоев и его боевые товарищи гласно и негласно выполняли свой долг согласно Присяге, защищая попавших в беду людей.
Только спустя три десятка лет от простых очевидцев тех событий стали по крупицам поступать сведения о том, как офицер спецназа Марзоев освобождал заложников, всемерно помогал властям и командирам непризнанной тогда республики, внося свой значительный вклад в обеспечение ее безопасности.
Распадается Советский Союз и Станислав Марзоев волею судеб прибывает для дальнейшего прохождения службы на малую Родину, в Северную Осетию, в распоряжение командующего СКВО. И здесь судьба вывела его на острие, уже через считанные месяцы, в октябре-ноябре 1992-го года, профессионализм и военные навыки боевого офицера будут востребованы во время отражения агрессии бандформирований против многонационального народа республики: он непосредственно участвует в силовом и последующем урегулировании конфликта, находится в штате временной администрации в зоне режима чрезвычайного положения.
На волне армейских сокращений и разрухи в 1993 году Станислав Марзоев вынужден был принять должность заместителя военного комиссара РСО-Алания. Кто-то мог бы счесть это место завидным, тем более в тот период, но ему, боевому офицеру, было невозможно смириться с кабинетной работой и он не смирился.
С присущей ему энергией и небезразличием к судьбе страны, в тяжелейшие для России и Осетии годы, когда само понятие «патриотизм» было нивелировано, а армия находилось в критическом положении, Марзоев инициировал и реализовывал проекты государственного масштаба, используя свой непререкаемый авторитет и колоссальный опыт, объединял народ Осетии, Кавказа и Вооруженные силы России. В этот период он, получает третье высшее образование, становится кандидатом педагогических наук.
Еще в 1993 году Марзоев поставил перед собой сверхзадачу, поначалу казавшуюся неосуществимой - воссоздать во Владикавказе суворовское военное училище и это на фоне того, как реформаторами один за другим уничтожались военные учебные заведения республики. Но в 1996 году полковник Марзоев создал в Северной Осетии сначала первые кадетские классы, затем на их основе Кадетский корпус, а в 2000-м году эта многолетняя кропотливая работа воплотилась в реализацию главной идеи, было воссоздано Северо-Кавказское суворовское военное училище.
В 1997 году его усилиями почетное наименование «Владикавказ» получила подводная лодка Северного Флота и в тяжелые для ВМФ времена столица Северной Осетии взяла шефство над субмариной, а экипаж формировался из уроженцев горной республики.
Аллея Славы – Аллея Героев, на которой он ныне покоится, была создана по его инициативе в трагические дни осени 1992 года.
В 2002 году по его инициативе был заложен Мемориал Славы г.Владикавказа, первый в России аналог мемориала на Поклонной горе.
Подобных замыслов были десятки, сотни. Полковник Марзоев обладал удивительной способностью вопреки временам и нравам верить и действовать, убеждать и мотивировать, объединять людей вокруг реализации исторически значимых проектов, которые остаются бесценны для безопасности и процветания России.
При этом сам он предпочитал оставаться в тени своих заслуг, всегда подчеркивая, что ключевую роль играет сплоченность и патриотизм народа, неравнодушных его представителей.
3 минуты
14 октября 2023