Найти в Дзене
86 подписчиков

Антилиберальный шабаш в шаббат

#антилиберальныйшабашвшаббат

Чья-то невидимая рука эгоизма – 5

Сегодня мы завершаем разбор великой либеральной иллюзии последних десятилетий под названием “гипотеза эффективного рынка”.
Остановимся на важном моменте, который мы уже как-то мельком отмечали ранее. Либералы, исходящие из примата личности над обществом в целом, а также любыми социальными группами и конструкциями, вдруг начинают признавать социальную реальность рынка, т.е., видеть в нем нечто большее, нежели простая сумма его участников и их действий.
Это естественно, ведь иначе не объяснить, каким образом эгоизм всех участников рынка в форме стремления к максимальной выгоде может быть чем-то иным, нежели игрой с нулевой суммой. Эту тему мы вскоре рассмотрим более подробно, а пока отметим, что либеральным экономистам при описании рынков нередко присущ антропо- либо зооморфизм, – приписывание рынкам свойств человека либо живого существа, откуда всего один шаг до обожествления.

Отец-основатель “гипотезы эффективного рынка” Юджин Фама так описал три формы рыночной эффективности:
слабая форма эффективности – стоимость рыночного актива полностью отражает прошлую информацию, касающуюся данного актива [общедоступная в настоящий момент времени информация о прошлом состоянии рынка, прежде всего по динамике курсовой стоимости и объемах торговли финансовым активом];
средняя форма эффективности – стоимость рыночного актива полностью отражает не только прошлую, но и публичную информацию [текущая информация, которая становится общедоступной в настоящий момент времени, представленная в текущей прессе, отчётах компаний, выступлениях государственных служащих, аналитических прогнозах и т.п.];
сильная форма эффективности – стоимость рыночного актива полностью отражает всю информацию – прошлую, публичную и внутреннюю [инсайдерская информация, которая известна узкому кругу лиц в силу служебного положения, или иных обстоятельств].

Ознакомившись с данным образчиком современной “нобелевистики”, можно констатировать, что г-н Фама, как и многие другие мудрецы, прокололся на публикации подробных “протоколов”. Вот и здесь мы четко видим описание рефлексивной игры с нулевой суммой, в которой участники пытаются управлять действиями оппонентов [т.е., манипулировать другими участниками рынка] через следующие информационно-коммуникационные инструменты:
1) интерпретация прошлой информации;
2) искажение публичной информации;
3) манипулирование инсайдерской информацией.
В зависимости от возможностей субъекта рынка, он может использовать только 1-й инструмент, одновременно 1-й и 2-й или все три инструмента. Тогда его стратегию можно назвать малоэффективной, среднеэффективной либо высокоэффективно, соответственно.

Как видите, в данном случае нам приходится учить либералов азам либерализма, – форма эффективности рынков “глубоко” вторична по отношению к степени эффективности информационно-коммуникационных кампаний продавцов и покупателей активов [на бирже].
Эффективность рынка – если мы уже используем это понятие – четко зависит от доли тех или иных информационно-коммуникационных инструментов, используемых субъектами рынка, с учетом уровня их компетентности при анализе информации. Только зависимость эта обратная [!!!], – чем более многочисленны и эффективны информационно-коммуникационные кампании субъектов рынка, тем больше искажены биржевые цены.
При этом использование тех или иных инструментов с той или иной интенсивностью практически полностью зависит от финансовых возможностей субъектов рынка. Т.е., чем больше на рынке “крутится” денег, тем менее он эффективен с точки зрения “справедливой биржевой цены”.
Как видим, на либеральную концепцию мы все-таки вышли, но она, “почему-то”, не устраивает либеральных экономистов.
Ибо вся фундаментальная “гипотеза эффективного рынка” превращается в банальную констатацию: чем больше у субъекта профессионализма и денег, тем более эффективным ДЛЯ НЕГО является рынок.
[Продолжение следует]
3 минуты