Найти тему

Пресс-релиз к выставке «ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ ВИДИМОСТИ» ОЛЬГИ БУЛГАКОВОЙ, АЛЕКСАНДРА И НАТАЛЬИ СИТНИКОВЫХ В РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ


Российская академия художеств представляет выставку «Действительность видимости», которая демонстрирует произведения московских авторов, академиков РАХ Александра Ситникова и Ольги Булгаковой, а также члена-корреспондента РАХ Натальи Ситниковой. Проект продолжает серию академических выставок творческих династий.
Семья – это близкие люди в едином порыве взаимного поиска, преемственность ремесла и обретение профессии, которое лишено мук и лишних сомнений. Семья – это символ исторического развития и общественного уклада, место изобретаемой традиции. Искусство любит большие и благополучные семьи, а его история и выставки культивируют родство как событие – такое ясное и отчётливое, особенно при беглом взгляде и неосторожном сопоставлении. Многие зрители, вероятно, изберут для себя эту логику закреплённого смысла. Их выбор будет рациональным и последовательным, так как биографическая фабула легко поддается трактовке, а экспозиция адаптируется под заранее выстроенный ход рассуждений, захваченных поколенческой метафорой.
В рамках выставочного проекта «Действительность видимости» Александр Ситников, Ольга Булгакова и Наталья Ситникова если и не порывают с метафорикой семьи окончательно, то деликатно от нее дистанцируются. Название выставки при первом приближении кажется парадоксальным и как будто противоречивым. Разве действительность и видимость созвучны? Одно понятие исключает другое: бытие исчерпывает иллюзорность и наоборот. Как будто перед нами игра в язык, оксюморон. Данное впечатление оказывается обманчивым.
Оставляя пространства залов Российской академии художеств наедине с картинами, чья эстетическая ценность определяется не принципом семейного наследования или принадлежностью к профессиональному сообществу, но автономией живописной поверхности, художники делают акцент на изображении картины как специфическом объекте, который одновременно обладает и материальностью и образностью.
Александр Григорьевич Ситников относится к поколению художников, начавших свой путь в искусстве в 1970-х годах, чьё творчество характеризуется интеллектуальной многозначностью, эрудицией, иронией, метафоричностью, игрой и театральностью. Он родился в 1945 году, окончил Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова в 1972, где учился в мастерской Н.А. Пономарева и О.М. Савостюка. Художественный стиль Александра Ситникова объединяет элементы пластической системы искусства архаики и древнерусской иконописи, авангарда и европейского модернизма. Мастер отходит от традиционных принципов изобразительности, основанных на подражании реальности, и ориентируется на символистский опыт, раскрывая внутренне содержание окружающей действительности. Через созданную им систему художественных иносказаний он выражает интересующие его вечные, экзистенциальные проблемы: смысл жизни, свобода художника и человека. Часто обращаясь к карнавальной стихии, мастер сочетает прекрасное и романтическое с гротескным. Используя чистые, сияющие краски, он одрагоценивает холст, придавая ему таинственную власть вечной красоты.
Изображение в работах Александра Ситникова получает развитие в устройстве тех объектов и аспектов мира, которые являются не столько видимыми, сколько завязанными на знании, воображении и неустанной интеллектуальной работе. Интересно, что художник в рамках одной работы переключается с «коллажа» на ассамбляж. Остающийся в пределах станковой картины, стилизованный коллаж сосуществует с устойчивыми отношениями между визуальным образом живописи и пластической организацией материальных объектов. Взаимодействие фактур в плоскостной системе координат холста получает второе «сетевое» пространство отношений, в котором ассамбляж остается «таковым» пока сохраняется композиционное ядро включенных в него разнородных вещей.
Творчество Ольги Васильевны Булгаковой, так же как и Ситникова, тесно связано с направлением «семидесятников».
3 минуты