Найти в Дзене

Способ подделки древних босфорских монет М. Сазоновым разсказанный им самим (*)

Желая пустить в продажу какую-нибудь весьма редкую или вовсе несуществующую древнюю монету, я вырезывал сначала лицевую ея сторону на квадратной, довольно толстой железной пластинке, а потом, оборотную на железном цилиндр, равном, в диаметре с вырезываемой монетой. Чтобы сгладить резкия черты вырезанных изображений, я смазвал их несколько раз серною кислотою или царскою водкою и закаливал немного в огне, (сильное накаливание могло бы сделать их хрупкими). Вбив цилиидр, один конец котораго быль заострен, острым концом в обрубок дерева, я приготовлял из чистаго, без, лигатуры, золота шарик по весу той монеты, которую я подделывал. Погрузив немного сплюснутый шарик в серную кислоту, я клал его на означенный цилиндр; потом, покрыв его квадратом, где находилось изображение другой стороны монеты, сильно бил по этому квадрату молотком, в котором было не более 2 1/2 фунтов веса. Так как после этих ударов квадрат соскакивал со своего места и монета отчеканивалась не вполне, то я, пропалив шарик в огне и приладив его к обоим штемпелям, бил молотком цилиндр, до тех пор повторяя эту операцию, пока на ней изображения не выходили ясно и отчетливо. Выбитая таким образом монета по неровности и маленькими трещинам своих краев (чему много способствовала мягкость чистаго золота) очень походила на древнюю монету.
Этот способ я употреблял и для серебрянных монет, но редко. Большей частью для серебрянных и медныхъ монет я брал обыкновенную греческую монету, не редкую и подходящую по величине, к этой монете, которую я намерен был фабриковать и сгладив или сбив на ней изображения, повторял эту же операцию, что и с золотыми. Находившуюся на, монетах древнюю патину, или окись металла, я не трогал, и потому сдланныя мною фальшивыя монеты обманывали даже некоторых знатоков, не понявших сначала такого новаго способа подделки. В течение какихъ-нибудь трех месяцев 1868 и 1869 г.г. я сделал разных штемпелей босфорских монет до пятидесяти; но штемпелей их я не оставлялъ у себя, спиливая каждый раз сделанный мною штемпель и употребляя железную пластинку и цилиндр для новой монеты. Составляя рисунок монеты, я руководствовался боль шей частью сочинением Спасскаго, "Восфор Киммерийский" и изредка редкими настоящими монетами, которыя мне случалось видеть в продаже. Я чеканил ихъ въ самом незначительном, количестве: три, четыре и редко более семи, чтобы не сделать их не редкими и не уронить ихъ въ цене. Я сбывал ихъ въ Одессе, где находится наибольшее число любителей. Г.г. Курис, Лемме, Федорович и другие, а въ Xepcoне г. Бурачков платили мне хорошо. Помню, что я сфабриковал до пяти золотых Асандра, две серебряных Полемона, одну с изображением жены его Трифены, и много маленьких, только-что явившихся тогда на нумизматическую арену, автономных Босфорскихъ монетъ. Мною сделаны были три сребряных экезмпляра Спартока, из коих один был продан г. Курису. Большое количество маленьких монет поступило въ коллекцию г.Лемме. До пяти экземпляров Левкона I, Тейрана, Фареанзеса () и несколько подделок Феодосийской монеты розошлись у меня в самое короткое время.
Сверх того, я выпустил в продажу много блях из листового золота, сделанных мною в подражание тех, которыя открываются здесь в древних гробницах (*), и в том числе большую бляху с изображением царя почти мифическаго Саитафарна (**), я бил их тоже штемпелями, вырезанными мною на понтийских и пафлагонских монетах, которые отличаются особенно крепким своим металлом.

Прошло около шести лет, когда я занимался этим промыслом, но и в настоящее время изредка появляются в продаже монеты моей фабрикации.

*)Эта "исповедь" б. ротмистра Керченской пограничной стражи М. Сазонова записана Ефимом Ефимовичем Люценко, братом Александра Еф. Люценко, известнаго директора Керченскаго музея древностей и помечена 19 июня 1876 г.

). Съ 1882 г. установилось правильное чтение этого имени: Фарсанзес. Прим. В.Ш.).
3 минуты