Найти тему

Опасный враг Рейха.


Посвящается годовщине со дня рождения А.В. Назарова.

В Ульяновске на доме № 5 по улице Карла Либкнехта имеется мемориальная доска со скромной надписью: «Здесь жил генерал-майор А.В. Назаров, участник Великой Отечественной войны, с 1957 по 1980 год начальник УКГБ по Ульяновской области».

Жизнь этого человека, как яркие страницы большой книги: ученик повара, кровельщик, студент рабфака и института, курсант школы НКВД, помощник оперуполномоченного, в годы Великой Отечественной войны – разведчик-нелегал, руководитель разведывательно-диверсионной группы, командир партизанского отряда, а затем спецбригады имени Дениса Давыдова. После войны, имея за спиной богатый опыт чекистской работы, он прошел путь от майора до генерала, стал начальником УКГБ по Ульяновской области, умело руководил коллективом Управления почти четверть века. Был бессменным членом бюро обкома и депутатом облсовета. Люди уважали генерала, верили ему, обращались к нему за помощью и советом.

Хочется рассказать жителям Ульяновской области о нескольких эпизодах из жизни и работы Александра Владимировича.
Во-первых, о том, как в 1941 году Назарова, резидента органов госбезопасности, в особом отделе НКВД приняли за немецкого шпиона. А дело было так. Александр Владимирович после выполнения разведывательного задания в тылу немецких войск возвращался в штаб Калининского управления НКВД, которое дислоцировалось в городе Торопце Калининской области, так как областной центр был захвачен оккупантами. Когда Назаров с другим офицером переходили линию фронта, они переправлялись через реку Ловать и были задержаны пограничниками. При Назарове обнаружили паспорт на имя гражданина Петрова Владимира, военный билет, справку о судимости, два пистолета и гранату. Его приняли за агента германской разведки. Поместили в фильтрационный лагерь, где находились перебежчики, дезертиры, бандиты, настоящие вражеские шпионы и диверсанты.

Обстоятельства складывались явно не в пользу резидента Назарова. Документы, которые были изготовлены для защиты от ищеек гестапо, подкреплявшие его легенду о бывшем заключенном, человеке обиженном и настроенном против советской власти, теперь обернулись против него. Допросы были жесткие, перекрестные. Следователи требовали рассказать правду о том, как Петров стал шпионом, грозили судить его по законам военного времени. И хотя он назвал свой пароль сотрудника госбезопасности, резидента, назвал настоящую фамилию, ему не верили, с усмешкой заявляли, что сейчас половину задержанных шпионов немцы направляют в наш тыл под видом милиционеров и чекистов. Кто знает, чем бы закончилось дело, если бы не господин случай! В это время в лагерь прибыл начальник разведки, который знал Назарова. Увидев его, он дал команду немедленно освободить чекиста. Александр Владимирович в своих мемуарах писал: «Этот случай стал для меня большим жизненным уроком. Он еще раз наглядно и убедительно показал, что чекисту надо быть готовым к самым неожиданным поворотам, иметь крепкие нервы и выдержку».

По прибытии в УНКВД Назаров за успешное выполнение задания, за полученные ценные сведения был повышен в должности и получил очередное звание. Он активно включился в формирование диверсионных групп для действии в тылу врага, для оказания помощи Калининскому фронту.

О результатах их боевой деятельности можно судить по сводкам того времени: «С 15 июля по 1 ноября 1942г. 7 спецгрупп совершили 62 рейда через линию фронта в тыл врага. Они подорвали 36 воинских эшелонов противника с живой силой, техникой и боеприпасами, взорвали 8 железнодорожных мостов; в сельских гарнизонах уничтожено около 400 солдат и офицеров, до 40 немецких пособников».

Немцы за голову Назарова обещали награду в 250 тысяч марок.

В июне 1943 году Центр и командование Калининского фронта приняли решение о назначении старшего лейтенанта Назарова командиром бригады спецназначения, в состав которой входило несколько чекистских опергрупп и партизанских отрядов. А 21 июля 1943г. на планерах он был уже переброшен в тыл противника и находился там до 8 августа 1944 г.
3 минуты