220 подписчиков
ИТАЛЬЯНСКИЕ МОСТЫ НА ДОНУ.
Итальянские мосты бывают не только в Италии и Петербурге, но и в Ростовской области. Многие знают про мост, построенный итальянцами 110 лет назад через речку Кумшак у нынешнего хутора Дубравного (1-2). Там на Царицынском тракте была почтовая станция, где частенько образовывались "пробки" из-за разливов речки, сносивших деревянный мост. Из-за этого срочная почта задерживалась. Чтобы разрешить таковую проблему "станционный смотритель" Елпидифор Бушев выхлопотал у царя Николая Второго дозволение на постройку капитального моста. Дело поручили двум итальянским инженерам, которые добросовестно применили инновационные по тем временам технологии ( монолитный бетон) да так, что еще таким же "макароном" умудрились возвести церковь в хуторе Карповском (3). Если верить журналисту Николаю Сивашову ( а почему не верить?), написавшему книгу "Разгаданные тайны Цимлы", имена инженеров - Роберто Ферреро и Лучано Родари. Мостом пользовались годов до 80-ых, но он не справлялся с нагрузкой ( был узок) и стал опасен из-за начавшихся процессов разрушения. Параллельно построили через Кумшак современный мост, а старый так и оставили. В конструкции моста действительно чувствуется что-то итальянское, что особенно заметно на старом фото, где Кумшак еще полноводен ( 4). Для сравнения "настоящий" итальянский мост ( 5). Мост так и стоит заброшенный и постепенно рушится, являя собой образец римской архитектуры в донских степях. Но мало кто знает, что это - не единственный итальянский мост в Ростовской области. Другой был построен позже, но от него уже почти ничего не осталось. Это - свайно-деревянный мост через реку Калитву у слободы Ольховый Рог в Миллеровском районе, который построили в 1942 году итальянские оккупанты (саперы-понтонёры 8-й королевской итальянской армии) ( 6-8). Грузоподъемность моста была 24 т. , длина 155 м., ширина 6 метров. Назван мост был “Ponte dell ASSE” (Мост Оси) (9). Он был значительным "шагом вперед" по-сравнению с предыдущими двумя мостами через реки Волчью и Северский Донец, названными соответственно именами итальянских командующих Джованни Мессе и Итало Гарибольди, потому что был двухполосным. Судя по всему, этот мост был уничтожен при отступлении немецко-фашистких войск, и до постройки в 80-ых годах современного моста (10), советский автотранспорт форсировал Калитву вброд! Любопытно, что донские итальянские мосты роднит материал, потому что старый бетонный итальянский мост в основе тоже был деревянным... Можно еще добавить, что командовал строительством итальянских мостов на Дону в 1942 году полковник Биандрат Эвасио (Biandrate Evasio).
2 минуты
9 октября 2023