17,6 тыс подписчиков
В России смягчили запрет на вывоз топлива за рубеж. Поможет?
Теперь можно экспортировать дизель, который доставляется в морские порты по трубопроводам. Но только при условии, что производитель поставляет не менее 50% своих объемов на внутренний рынок.
Дизель при этом занимают первую строчку по объемам экспорта среди других нефтепродуктов: в прошлом году Россия поставила за рубеж около 35 млн тонн дизельного топлива, почти три четверти по трубопроводам. При этом бензина мы отправили на экспорт примерно в 7 раз меньше. Ограничение на вывоз этого вида топлива пока остается в силе.
А вот требования к нефтяникам по продаже дизеля и бензина 5-го класса на бирже ужесточили. Норма для бензина выросла с 13% до 15%, для дизеля с 9,5% до 12,5%. Эта мера должна позволить небольшим АЗС покупать топливо по рыночной цене. В правительстве считают, что если на бирже вырастет гарантированный объем предложения, то возрастет и число сделок, которые заключаются на конкурентных условиях.
Серому экспорту — бой
Правительство ввело заградительную пошлину для игроков рынка, которые не производят топливо, а лишь покупают его, чтобы перепродать за рубеж подороже. Пошлина составит 50 тысяч рублей за тонну. Таким образом кабмин хочет уменьшить объем спекуляций на рынке и сократить число случаев, когда недобросовестные перекупщики вывозят классовое топливо под видом других нефтепродуктов.
А что с демпфером?
Но, пожалуй, самое главное изменение касается топливного демпфера. Это механизм компенсации нефтяникам за выпадающие доходы от продажи топлива на внутреннем рынке. С 1 сентября выплаты по демпферу сократили вдвое. Это было сделано из-за повышения оптовых цен на топливо, которые затем привело и к росту цен на заправках. Однако теперь правительство решило восстановить выплаты по демпферу в полном объеме. Это, по мнению кабмина, повысит стимулы для насыщения топливом внутреннего рынка и сдержит рост биржевых цен.
С января по сентябрь бюджет потратил на демпферные выплаты более 1 трлн рублей, это официальные данные Минфина. При этом в сентябре, несмотря на объявленное сокращение, выплаты выросли аж на 60% по сравнению с августом, до 300 млрд рублей. А в октябре они, вероятно, получат еще в 2 раза больше.
Что в итоге?
Мировые цены на нефть и топливо растут, нефтяники гребут деньги лопатой. В начале лета власти решают сократить выплаты по демпферу — и сразу начался топливный кризис. Теперь, когда ситуация с доступностью бензина и дизеля в стране достигла критической отметки, власти решают дать нефтяникам еще денег, чтобы они вспомнили, что существует не только внешний, но и внутренний рынок.
Аналитики Инвестбанка Синара считают, что возврат демпфера в первую очередь будет позитивен для компаний, чья выручка в основном зависит от продажи нефтепродуктов на внутреннем рынке. Это Газпромнефть, Татнефть и Башнефть. Кстати, акции последней в пятницу росли больше всех в нефтяном сегменте
А что с ценами?
После запрета на экспорт топлива в конце сентября власти отчитались о резком снижении биржевых цен на бензин и дизель. Однако на той неделе они снова вернулись к росту.
На днях ФАС потребовала от владельцев заправок снизить цены на топливо из-за падения биржевых цен. Предупреждение получили более 30 компаний. Если ничего не изменится, их накажут за нарушение антимонопольного законодательства.
Подписывайтесь на Дзен IF, мы регулярно будем вас радовать интересными и полезными материалами.
2 минуты
9 октября 2023