104,9 тыс подписчиков
Личный архитектор Гитлера, отвечавший с 1942 по 1945 годы за производство вооружений и боеприпасов, позднее рассказывал о том, что гитлеровская Германия аж до 1942 года сохраняла «экономику мирного времени»: заводы работали в одну смену, многие фабрики концентрировались на гражданском производстве. Да, так говорил Альберт Шпеер.
Позднее эта концепция была подхвачена многими историками и публицистами, некоторые (например, известный экономист Джон Кеннет Гэлбрейт) даже выдвинули теорию: Германия могла бы победить во Второй мировой войне, если бы с самого начала сосредоточила все усилия на производстве вооружений и техники.
Такие авторы полагают, что нацистов погубила самоуверенность и нежелание терять «политические очки»: ухудшать качество жизни населения за счет дополнительного производства товаров военного назначения. Нацистские элиты во многом смотрели на опыт Первой мировой войны, опасаясь голода (повторения «брюквенной зимы») и массового недовольства.
Впрочем, другие авторы (например, Адам Туз) обращают внимание на то, что у нацистов в распоряжении имелись европейски источники «живой силы» и промышленности, которые позволяли компенсировать нехватку немцев в экономике. Собственно, при Шпеере немцы этим и занимались: гребли в вермахт кого только можно, на работы же отправляя советских военнопленных, «остарбайтеров» и различных европейцев, от Испании до Польши (на разных условиях).
По мнению Адама Туза, ошибка немцев заключалась в том, что они вновь ввязались в войну на два фронта — против Советского Союза (задействовав там основную массу сухопутных сил) и против англо-американцев (потратив множество ресурсов на подводные лодки и авиацию, но не сумев защитить Германию от бомбежек). А ещё немцы увлекались дорогостоящими разработками, которые невозможно было эффективно использовать на текущей войне.
Фотография: Адольф Гитлер и Альберт Шпеер у сверхтяжелого орудия «Дора» на полигоне в Рюгенвальде, 1943 год.
1 минута
9 октября 2023
983 читали