35,4 тыс подписчиков
Глядя на очередное обострение арабо-израильского конфликта, подумала, что территориальные претензии, пожалуй, самый древний и самых трудный для разрешения повод для противостояния. Вспомним тот же Карабах или Крым, если на то пошло. Почему же так получается?
Территория — это среда обитания, и людям важно, чтобы она была благоприятной для них. В первобытный период на первое место выходила охотничья значимость территорий, с началом оседлой жизни — земледельческая и кормовая. Это понятно. Как и то, что чем обширнее была территория, тем больше было возможностей для обогащения. При таком образе жизни, когда размер территории прямо влиял на богатство и могущество государства, завоевательные войны с целью прирастить свои земли были главным методом политической деятельности. Пришел, захватил, утвердил свое господство, вот и молодец. Великий человек. Чингиз хан, Кир, Александр Македонский и далее везде.
Поскольку наиболее благоприятные для ведения хозяйства территории, как правило, максимально тесно заселены, притом самыми разными народами, то борьба за свое место под солнцем между ними никогда не прекращалась. Однако, по мере развития общества и изменения способов хозяйствования и получения доходов стало понятно, что наличие большой территории — не показатель могущества. Критерии теперь другие. Но там, где все еще сильно архаичное мышление, да еще доведенное до фанатизма религиозным соусом, до этой простой мысли не могут додуматься. А если там основная идеология это террор и человеконенавистничество, то дело совсем швах.
Возьмем сектор Газа. Это палестинский анклав внутри Израиля, вечно кипящий котел ненависти ко всему цивилизованному. Что с ним делать?! Простого решения нет. Я боюсь, что вообще решения нет, пока террористов ХАМАС поддерживают другие государства. Это не частный конфликт Израиля и Палестины, это противостояние архаики и современной цивилизации.
1 минута
9 октября 2023
271 читали