85 подписчиков
Антилиберальный шабаш в шаббат
#антилиберальныйшабашвшаббат
Чья-то невидимая рука эгоизма – 4
Высшей формой метафоры “невидимая рука рынка” является тезис об “эффективном рынке”. Он касается финансовых рынков и гласит – “биржа дает наилучшую оценку стоимости экономических активов”, откуда следует прямое следствие – биржевые показатели являются наиболее точными ориентирами для принятия решений в сфере производства и инвестиций.
К слову сказать, либеральная экономическая наука с иезуитской скромностью именовала этот тезис “гипотезой эффективного рынка”, но при этом требовала относиться к нему либо как к догме, либо как к строго доказанной теореме.
“Гипотеза эффективного рынка” – это четкий либеральный принцип, применение которого порождает целый ряд следствий.
Прежде всего, если биржа, как олицетворение финансовых рынков, дает наилучшие ориентиры для принятия ключевых экономических решений в производственной и инвестиционной сфере, то дерегуляция финансовых рынков и финансовой системы в целом делает эту картину более точной, в то время как регулирование – искажает экономические ориентиры.
Именно этот подход стал одним из ключевых при выработке “Вашингтонского консенсуса” начала “святых 90-х”, который лег в основу стандартного списка рекомендаций Международного Валютного Фонда и Всемирного Банка к кредитуемым странам.
Принятие “гипотезы эффективного рынка” означает:
во-первых, приоритет финансового капитала над промышленным и, соответственно, ведущую роль финансового сектора в экономике, т.е. “что хорошо для финансовой системы – хорошо и для всей экономики”;
во-вторых, приоритет макроэкономической стабильности над состоянием промышленного сектора, т.е. “низкая инфляция и стабильный курс – единый рецепт от всех экономических проблем”;
в-третьих, приоритет Центрального банка как независимого финансового регулятора над Министерством финансов при выработке денежно-кредитных параметров бюджетной политики, т.е., “глава Центробанка лучше чем правительство знает, что хорошо для государственного бюджета”.
Конечным бенефициаром “Вашингтонского консенсуса”, в силу наличия мировой резервной валюты, является Федеральная Резервная Система США.
Напомним, что если приведенный ВВП США составляет 16% от мирового, то в валютных резервах стран мира доллар составляет 59% и присутствует почти в 90% мировых операций с иностранной валютой.
Очень важным следствием дерегуляции финансовых систем в рамках “гипотезы эффективного рынка” стал приоритет инвестирования в финансово-банковские инструменты, обеспечивающие высокую прибыль по различным схемам “деньги делают деньги”.
И те же либеральные экономисты, которые уже в I-м семестре I-го курса вбивают в головы студентов проверенную столетиями истину о том, что более высокие прибыли неизбежно связаны с более высокими рисками, в данном случае уверяют почтенную публику, что “эффективные рынки” могут явить чудо высоких прибылей при низких рисках.
Самое интересное, что те же профессора рассказывают этим же студентам о финансовых пузырях, которые возникают из-за недооценки рисков в погоне за прибылью. Можно лишь напомнить, что тезис “С нами этого не случится”, – самое распространенное в мире заблуждение.
По всем законам жанра грандиозный мировой финансовый кризис 2007 – 2008 годов должен был навсегда похоронить “гипотезу эффективного рынка”.
Но, ужас в том, что лжепророк, создавший “гипотезу эффективного рынка” в 60-х годы ХХ века – Юджин Фама, получил за нее Нобелевскую премию в 2013 году…
PS. Штатная блондинка редакции, у которой на экране случайно оказался этот текст во время ухода за ногтями, поинтересовалась: “Если эффективный рынок дает наиболее точную оценку стоимости активов, и все будут об этом знать, то на чем тогда будет зарабатывать мой папик на бирже?!”
Наш биржевой эксперт потрясенно прошептал: “Она в упрощенной форме сформулировала парадокс Гроссмана – Стиглица, на который сторонники “гипотезы эффективного рынка” так и не смогли дать ответ!”
3 минуты
8 октября 2023