160,3 тыс подписчиков
История о главе датской разведки, представшим перед судом по обвинению в разглашении гостайны, в которой СМИ играют не последнюю роль, смахивает на сюжет скандинавской саги. Но это действительность, с которой столкнулась страна, традиционно входящая в пятерку государств по индексу свободы прессы.
The Guardian рассказывает, как случившееся сказалось на свободе прессы в Дании, и приводит подробности интервью с обвиняемыми.
В центре этой шпионской драмы два сотрудника спецслужб — экс-глава военной разведки Дании Ларс Финдсен и экс-министр обороны Клаус Хьорт Фредериксен.
Прежде чем Ларс Финдсен был назначен главой военной разведки в 2015 году, он долгие годы занимал высокие посты в датских спецслужбах. В течение нескольких месяцев шпионы из датской службы безопасности прослушивали его телефонные звонки и семейные разговоры — с помощью жучков, тайно установленных в его доме. Этой осенью он должен предстать перед судом по обвинению в том, что раскрыл гостайну двум журналистам и близким родственникам, включая 84-летнюю мать.
Вскоре после начала разбирательства начался еще один судебный процесс, в ходе которого бывшему куратору Финдсена в министерстве обороны, Клаусу Хьорту Фредериксену, предъявили аналогичные обвинения. Оба обвиняемых все отрицают, аргументируя свою позицию тем, что информация, которой они поделились, находилась в открытом доступе после истории с Эдвардом Сноуденом в 2014 году.
Предположительно, информация касается секретного соглашения между службой военной разведки Дании (DDIS) и Агентством национальной безопасности США о прослушивании оптоволоконных кабелей, по которым через Данию проходит интернет-трафик. Материал об этом соглашении опубликовала в июне 2014 года датская газета Dagbladet Information.
Как только об этом заговорили СМИ, офицер разведки, который работал хакером в киберподразделении агентства, инициировал внутреннее расследование под кодовым названием «Операция Данхаммер». Его целью было выяснить, злоупотребляло ли АНБ сделкой по прослушиванию кабелей. И хотя руководство приказало прекратить расследование, офицер продолжил тайно записывать разговоры с коллегами о партнерстве АНБ. Среди прослушиваемых был и Ларс Финдсен.
Обвинения в совершении преступлений, приравниваемых к государственной измене, предъявлены двум экс-разведчикам в соответствии с разделом уголовного кодекса, который применялся в Дании более 40 лет назад — против агента Штази в 1979 году. По закону, лица, признанные виновными, могут сесть на 12 лет.
Два уголовных дела сотрясти Данию. И не только потому, что случившееся вновь привлекло общественное внимание к гостайне. Дело в том, что шпионское разбирательство стало вызовом для отношений СМИ и государства.
Вскоре после ареста Ларса Финдсена в 2021 году полиция вызвала нескольких журналистов в качестве свидетелей в рамках расследования утечек. Примерно в то же время службы разведки организовали встречи с ведущими новостными агентствами и предупредили их, что журналистам также могут быть предъявлены обвинения за разглашение секретной информации.
«Это дело оказало огромное влияние на свободную прессу в Дании», — поделился репортер датской газеты Politiken Дэвидсен-Нильсен. По его словам, после этой ситуации официальные источники сократили общение с журналистами.
Клаус Фредериксен, в свою очередь, уверен, что предстоящие уголовные процессы — часть широких программ по борьбе с утечками информации в Дании. «Идея состоит в том, чтобы напугать сотрудников спецслужб, а также чиновников министерств в Копенгагене», — говорит он.
2 минуты
7 октября 2023