Найти в Дзене
56 подписчиков

В Древней Греции не существовало такого понятия, как адвокат/обвинитель или представитель стороны. Практика была такова: истец сам обвинял, а ответчик сам защищался. Очень часто от силы слова, от его убедительности зависел в конечном итоге исход спора. Далеко не все афиняне блистали красноречием, поэтому тексты заказывали у известных ораторов и заучивали их наизусть. Но знаменитому философу помощь такого рода не потребовалась.


В 399 году до н.э. в Афинах судили великого Сократа. Поэт Мелет, за которым стояли влиятельные афинские граждане, заявил, что  Сократ «развращает молодых людей и не признает богов, которых признает город». В ответ на это серьезное обвинение философ подготовил три речи: первую он произнес после того, как Мелет выступил с обвинением, вторую — после признания его виновным и третью — после вынесения смертного приговора.

Сократ выступил так, словно и не он был обвиняемым. Он говорил как наставник, призывающий и суд, и граждан Афин следовать правде и букве закона и ценить духовные блага превыше материальных. Приведем фрагмент речи великого мыслителя, произнесенной после вынесения приговора: «Избегнуть смерти нетрудно, а вот что гораздо труднее — избегнуть нравственной порчи: она настигает стремительней смерти. И вот меня, человека медлительного и старого, догнала та, что настигает не так стремительно, а моих обвинителей, людей сильных и проворных, — та, что бежит быстрее, — нравственная порча». В конце своего выступления он добавил, что не считает себя виновным и за свои действия заслуживает не наказания, а наивысшей чести для афинянина — бесплатного обеда в Пританее (здании государственного совета).

Среди зрителей, присутствовавших на процессе, был Платон. После казни обвиняемого  он написал произведение «Апология Сократа», в котором и привел все три речи своего учителя. Эта работа представляет интерес со многих точек зрения — исторической, этической, правоведческой. И хотя исход для великого философа оказался печальным, его речи — прекрасный образец искусства построения аргументации.
В Древней Греции не существовало такого понятия, как адвокат/обвинитель или представитель стороны. Практика была такова: истец сам обвинял, а ответчик сам защищался.
1 минута