Найти тему
9013 подписчиков

Известная суровостью критик Лидия Маслова нас Не разнесла. Хорошее утро.


Рецензия на нашу книгу с Егором Яковлевым.

«Русаки пруссаков всегда бивали»: Калининградская область в контексте российской истории

Кант, Суворов, масоны и всесоюзный староста

Эта книга — своеобразный гибрид документалистики, представляемой историком-блогером Егором Яковлевым, и сериальной драматургии в лице беллетриста Александра Цыпкина. Долгая история самого западного региона России представлена тут со всеми своими причудливыми поворотами. Критик Лидия Маслова представляет книгу недели специально для «Известий».

«В исповедальном предисловии Цыпкин рассказывает историю замысла. Оказавшись впервые в Калининграде по делам, писатель прежде всего думал, как отчитается о поездке перед мамой, а вникать в местные исторические перипетии совершенно не собирался: «Читать о регионе не хотелось, слушать экскурсии тем более: нужно было что-то быстрое и приемлемое для мамы». Однако, вступив в переписку со своим эрудированным другом Егором, Цыпкин узнал много интересных фактов о Восточной Пруссии: например, о том, как Иммануил Кант выпрашивал у императрицы Елизаветы Петровны кафедру в Кенигсбергском университете, а молодой Александр Васильевич Суворов приезжал в Кенигсберг к своему папе — местному губернатору.

Попереписывавшись некоторое время на эти темы, рачительные Яковлев и Цыпкин решили, что «было бы просто преступно» не превратить их диалог в книгу. Завершает ее уютненькое, как все тексты Цыпкина, послесловие с «рейтингом впечатлений и неофициальных достопримечательностей», где перечислены самые ходовые экспонаты и легенды, известные каждому туристу, хоть раз побывавшему в Калининградской области (строганина из пеламиды, танцующий лес, культ китобоев). Трогательно, что и послесловие настойчиво выдвигает маму одного из авторов в качестве почетного члена целевой аудитории: «Итак, вы сами убедились, что русская история Восточной Пруссии легко может составить конкуренцию «Игре престолов». Саша Цыпкин три вечера пересказывал ее своей маме в лицах, чем вызвал неподдельную гордость за просвещенного сына».

В промежутке между этими дружескими и семейными нежностями содержится пять глав, которые авторы называют «эпизодами», позиционируя книгу не как обычный краеведческий травелог, а как «литературный мини-сериал». Первая серия — «Царь в Королевце» — рассказывает о Великом посольстве, в составе которого молодой Петр I посетил «янтарный край», держа в уме намерение со временем «пробиваться к Балтике», и почерпнул из этого турне много полезного: «Пруссия предлагала Петру опыт, которого не могла дать ему ни Англия, ни Голландия: опыт процесса, а не результата, опыт окраинной европейской страны, которая, подобно России, только пытается возвыситься на международной арене, совершая ради этого невероятные творческие усилия».

Несмотря на то, что Петру удалось подружиться с правящим домом Гогенцоллернов в лице курфюрста Фридриха, «дочь Петра и внук Фридриха стали врагами» — о том, как Елизавета Петровна завоевала Пруссию в ходе Семилетней войны, речь идет во втором эпизоде «Война наследников». Здесь авторы играют на контрасте двух правителей, противопоставляя характер и привычки шальной императрицы и основательного короля Фридриха II, а также фиксируют исторический парадокс: «...веселая русская жрица гедонизма едва не уничтожила прусского короля-воина с его стратегиями и тактиками».

Сегодня в 19.00. в московском доме книге на Арбате с Егором презентуем и подписываем.

2 минуты
176 читали