Найти в Дзене
332 подписчика

Сегодня мы хотим порассуждать на тему незаменимости сотрудников

 
По нашему мнению, незаменимые сотрудники разрушают компанию
Почти во всех компаниях есть незаменимые сотрудники. Для собственников и топ-менеджеров это всегда головная боль. К примеру, внедрение нововведений в компании почти всегда сталкивается с непробиваемой стеной в виде незаменимых сотрудников.
Почему эту стену трудно “пробить” даже опытным руководителям с 20-летнем стажем?
 
Объясняем: при нововведениях сотрудникам приходится выходить из зоны комфорта, т.е. переходить из состояния “так было раньше” в состояние “так будет”. Поэтому для выхода из неё большинству сотрудников недостаточно двух направлений воздействия со стороны руководителя: “мотивация” и “поддержка”. Для внедрения нововведения необходимо применять ещё и “принуждение”.

Незаменимые же, когда им грозит “принуждение”, начинают заниматься классическим шантажом в формате “будете требовать меняться - уйду и у вас всё рухнет” или “не хочу и не буду этого делать, попробуйте заставьте”.

От незаменимости сотрудника проигрывают все: компания, руководитель и… сам сотрудник!

Обычно сотрудник надеется на следующее: стану незаменимым, потребую себе большую зарплату, тогда уволить меня не смогут (бонусом прилагается возможное удовольствие от шантажа).
Что происходит на самом деле? Незаменимого сотрудника ждет неизбежная деградация, ведь у него нет стремления расти, совершенствоваться. Это может показаться странным, но незаменимого выгоднее уволить или заменить, чем держаться за него.
 
Проблема незаменимости сотрудников для собственников, топ-менеджеров и руководителей:
1.Невозможность быстрого и эффективного внедрения нововведений в работе компании 2.Снижение эффективности большинства бизнес-процессов. Незаменимый сотрудник зачастую игнорирует стандарты и работает так, как удобно ему, а не так, как выгодно компании.
3.Падение авторитета руководства. Вседозволенность и регулярное нарушение правил замечает не только начальник, но и остальные сотрудники. Авторитет руководителя и системы управления тает, остальные начинают более “прохладно” относиться к распоряжениям руководства и своим обязанностям.
4.Для собственника. Там, где много незаменимых, собственник вынужден крутиться в своём бизнесе “как белка в колесе”.
5. Резкое торможение развития профессиональных навыков. С незаменимого сотрудника зачастую требуют меньше и он начинает работать в своего рода “инкубаторе”. Многих это расслабляет и стимулирует появление лени. Лень потом переходит и на обычную жизнь. Возникает эффект “трясины”.
6.Исчезновение важных навыков для профессионального и личного развития человека: взаимодействие с руководителем, навыки выслушивания конструктивной критики и работы над собой по её итогам. Как следствие: понижение объективной стоимости на рынке труда и искажение собственной картины мира относительно своей значимости, навыков и т.д.
7.Остановка или замедление карьерного роста. Сотрудник хорошо работает, но руководитель его не может повысить, т.к. некем заменить.
8. Проблемы на новом месте работы. Руководитель в новой компании может увидеть риски, обнаружив у человека склонность завязывать все процессы на себя и в результате становиться незаменимым. Это существенно снижает эффективность работы на новом месте.
 
Что нужно делать?
1.Не допускать незаменимости сотрудников
2. Действуй не "потому что", а "для того чтобы". Учитывайте риски, составьте план действий для разрешения ситуации с выгодой для компании.
3.Радость неудачи.  Измените дальнейшую стратегию развития бизнеса.
4. Говорите себе правду. Собственник и руководитель несут ответственность за всё, что происходит в компании. Без корректировки собственных стереотипов и действий ситуация обязательно повторится, возможно ещё в большем масштабе.
5. Делай не человека лучше, а человеку лучше. Бороться надо "ЗА" человека, а не “ПРОТИВ” него.
 
У вас есть незаменимые сотрудники? И что будет, если они по каким-то причинам покинут компанию?

#PRO_бизнес
3 минуты