Найти тему

Мы продолжаем готовиться к концерту Ensemble Priot 31 окт: Наташа Блинова и Ансамбль Прёт в Клубе Козлова, и я поставил парочку музык нам в качестве референсов для вдохновения и даже возможных образцов для подражания. Это стилистика трио GoGo Penguin и “Four” & More, альбом золотого квинтета Майлза 60-х. О первых мы поговорим позднее, а вот Майлза я предлагаю послушать и обсудить сегодня.


Живой концерт (что важно) легендарного Квинтета Майлза, 1964 год. Большинство песен играются в быстром темпе и с минимальными паузами между ними. Причём в темпе примерно в одном и том же; и звучит всё очень легко. За счёт этого современный слушатель будет может справедливо сказать, что весь концерт целиком напоминает цельный ди-джейский сет; возможно, доживи Майлз до наших дней, он играл бы танцевальную электронную музыку (примером может служить Doo-Bop, его последний альбом, в жанре хип-хопа) Формально это cool jazz, но эмоций достаточно; однако фокус на движении и фразах.

Отдельно хочется заметить игру Тони Уильямса: он ведёт райд всю дорогу, ведя четвертной пульс по нему большую часть времени и играя все свои фразы через него; когда же он переключается на полиритмы на барабанах — это создаёт явный контраст, но не за счёт наращивания и повышения экспрессии, как это делается «обычно», а за счёт явного разряжения фактуры и переключения внимания слушателя с четвертей на зацикленные и при этом столь же прозрачно сыгранные полиритмы, вызывая ощущение, близкое к тому, какое возникает при плавной остановке движения волчка в детской игре.

При этом музыканты вовсе не месят всю дорогу насквозь. В соответствующих частях квадрата ритм-секция позволяет себе играть довольно смело, практически на грани, проверяя границы восприятия. И, опять же, они, в основном за счёт динамики, определяемой Тони Уильямсом, разрежают фактуру, иногда и вовсе останавливаются в «других частях», Так как музыка гармонически довольно простая, это позволяет музыкантам очень свободно работать с ней, играть действительно то, что им нравится.

Абсолютно магический концерт по взаимодействию и пониманию внутри группы, филигранности и осознанности игры (сочинённым в процессе фразам), а главное — по работе с движением; довольно стремительным и очень лёгким. При этом по времени всё происходит не всегда идеально: например, в Walkin’ после соло Тони Уильямса темп ощутимо загоняется, — но это лишь придаёт ансамблю движения; в Four же в середине соло фортепиано Тони не стесняется показывать сильные доли Рону Картеру ))) и играет намеренно симплистический выход на тему. Темп в этой пьесе также варьируется; обратите внимание, как спокойно в перекличках в теме и после очень упруго-свободного соло барабанов группа дожидается окончания игры барабанщика, несмотря на быстрый темп и крайне intricate phrase construction.

#воскресныеслушания
Слушать: 🔽
2 минуты