104,4 тыс подписчиков
Стремясь избежать своего участия в войне, политики Великобритании и Франции, тем не менее, находили возможности для давления на Чехословакию. Англо-французский план сентября 1938 года предполагал, что чехословаки должны отдать Германии земли, на которых более 50% населения составляют немцы.
В ночь с 20 на 21 сентября чехословацкий президент Бенеш назвал англо-французский план ультиматумом. Тем не менее, чехи были готовы принять ультиматум, в ответ требуя хотя бы каких-то гарантий от западных стран:
«Если мы примем приговор, я прошу о помощи против германской пропагандистской кампании и мобилизации...»
Англо-французские послы на это ответили крайне мощно, цитата просто на все времена:
«Необходимо безоговорочно принять план, и только после полного и ясного его принятия можно ставить такие вопросы...»
Ну просто в «мраморные цитаты» дипломатии нужно заносить: вы подписывайте все, что вам приносят. А взамен — получите дырку от бублика. Максимум — очередные словесные гарантии, которые никто не будет выполнять. Потом ещё англо-французы погрозили Бенешу: мол, вы же не хотите выступить бок о бок с Советским Союзом против всего остального мира?
Мюнхенское соглашение подарило Гитлеру Судеты. А потом нацисты заняли остальную часть Чехословакии (за исключением территорий, занятых венграми и поляками, плюс ещё Словакия образовалась).
В общем вышла ситуация в стиле «отдашь палец — отхватят всю руку», при активном участии в этом процессе именно англо-французских представителей. Гарантии которых раз за разом оказывались «пустым местом».
Чехословаки покорно следовали в фарватере такой политики, в итоге оставшись ни с чем, оказавшись оккупированными и разделенными.
Фотография: немецкие мотоциклисты в Праге, 1939 год.
1 минута
4 октября 2023
561 читали