Найти в Дзене
524 подписчика

😰 Тревожность — это тяжелое состояние, люди от него по-настоящему страдают. Это не беспокойство по конкретному поводу (когда ситуация так или иначе разрешилась — и беспокойство прошло). Человек с тревожностью нервничает постоянно, его переживания проявляются и в соматике (то есть в болезнях организма). Естественно, человек ощущает свое неблагополучие и интуитивно пытается с этим как-то справиться (не понимая, что именно с ним происходит и не обращаясь к специалистам).

Довольно распространенный вариант такой «самопомощи» — это ипохондрия.
То есть человеку кажется, что он болен, он начинает ходить по врачам, делать бесчисленные обследования, анализы или же сам себе назначает лекарства и процедуры. А на самом деле человек просто пытается таким способом выплеснуть накопившееся в его психике возбуждение. Он действует — принимает какие-то меры, спасает свое здоровье. И уже само это действие приносит ему некоторое облегчение.

Еще один способ «действовать» — это попытка контролировать всё и вся вокруг себя.
Попытка выстроить защитную стену между собой и опасным внешним миром через контроль возможных угроз. Такие люди тратят массу энергии, чтобы все предусмотреть, повсюду «подстелить соломку». Если они родители, то проявляется это и по отношению к детям — в стремлении обезопасить их от любой мыслимой и немыслимой угрозы.
Естественно, такие попытки контролировать всё и вся не приводят к успеху, потому что чем больше всего человек пытается контролировать, тем больше угроз возникает перед его мысленным взором, тем сильнее становится его возбуждение.
Приведу классическую аналогию: если мы чертим круг, то чем больше площадь круга (считаем, что внутри круга безопасно), тем больше длина окружности. То есть больше протяженность границы между безопасным и опасным, которую хочется держать на замке. Но чем она длиннее, тем хуже у нас получается ее «охранять». А раз плохо получается, то мы начинаем винить себя: расслабились, не учли, не позаботились, не предусмотрели! Чувство вины накладывается на ощущение нависшей опасности, в результате внутреннее психическое возбуждение только нарастает. Получается самовоспроизводящийся процесс: чем больше мы пытаемся справиться с тревожностью путем контроля над возможными опасностями, тем сильнее становится наша тревожность.

А бывает, что люди, не будучи в силах самостоятельно справиться со своей тревожностью, приспосабливаются к ней и даже получают некую «вторичную выгоду».
Например, признание факта своей тревожности означает для них право на некоторые преференции: «Раз я такой тревожный, то вы, все остальные, обязаны с этим считаться, обязаны быть по отношению ко мне особенно чуткими и деликатными».
Как в советском мультике Карлсон, притворившись больным, говорил Малышу: «Ты должен стать мне родной матерью!»
Если мы говорим про тревожных родителей, то от них дети часто слышат: «Как ты мог так поступить, ты же знаешь, как я волнуюсь, как я тревожусь за тебя!» То же самое может звучать и в адрес супруга, друзей, коллег по работе. Вместо того чтобы решать свою психологическую проблему, человек требует от окружающих, чтобы они эту проблему стали обслуживать, учитывать, изменять под нее свое поведение. Так тревожность превращается в инструмент манипуляции.

➡️ Читайте подробнее о том, откуда возникает тревожность и как родительская тревожность влияет на детей, в статье психолога Александра Ткаченко
2 минуты