Найти тему

В ответ на пост

Русская икона и русский авангард — одно и то же или две противоположности? Как ни странно, первый из ответов на этот вопрос гораздо ближе к истине.

На рубеже XIX и XX столетий русская культура внезапно оторвалась от привязки к современности и взглянула одновременно в прошлое, будущее и бесконечное. Иконы, которые в рационалистическом и реалистическом XIX столетии казались маловыразительными предметами церковного обихода обрели художественную ценность: из старообрядческих закромов «всплывали» новые и новые образцы древнего мастерства, очищаемые реставраторами от поновлений и наслоений. Первая выставка, где иконы были представлены именно как произведения искусства, а не в качестве предметов старины, состоялась в революционном 1906 году — и не в Москве или Санкт-Петербурге, а... в Париже! Её кураторами выступили Сергей Дягилев и Александр Бенуа. Настоящее же внимание публики иконопись обрела лишь в 1913 году: прогремевшая на всю страну выставка к Трёхсотлетию династии Романовых воодушевила даже футуристов. Призывая сбросить прошлое с корабля современности, деятели авангарда отвергали не столько историю как таковую, но западную цивилизацию Нового времени.

«С тех пор, как пала Византийская Империя — эта пышная носительница искусств — европейская живопись медленно и постепенно склонялась к свое­му упадку, медленно вырождалось все высшее, все духовное, что носила в себе человеческая личность» написал в 1913 году Николай Пунин.

Малевич, выставивший свой «Чёрный квадрат» в декабре 1915 года, повесил его в красном углу, подобно иконе, выражающей уже не конкретный лик — но невыразимый образ апофатической теологии.
Кстати, почти одновременно с Малевичем те же идеи исследовали и московские математики — изучавшие в то время иерархии бесконечностей (и вдохновлявшиеся популярной тогда «ересью» имяславия).

И даже после Революции Татлин переосмыслял иконы в своих рельефах и проекте памятника III коммунистическому интернационалу, а Александр Родченко утверждал, что «русская живопись не имеет преемственности от запада», и что «начало свое русская живописная культура берет у иконы».

Кстати, новая важная книга о связи иконописи и авангарда вышла на русском языке совсем недавно. Этим летом Bibliorossica перевела монографию Марии Тарутиной «Икона и квадрат. Русский модернизм и русско-византийское возрождение», вышедшую на английском в 2019 году. Жаль, конечно, что важнейшие исследования и открытия русской культуры едва ли не в подавляющем большинстве случаев вынуждены случаться вне России: мы уже писали как западные слависты изобрели русский авангард и сохранили наследие неподцензурной литературы ХХ века. Но вот и о связи русской иконы и авангарда, православия и математики важнейшие монографии пишутся, хоть в Сингапуре, хоть в Массачусетсе, но не в России. Интересно, настанет ли эпоха когда исследователям русской культуры будет лучше и продуктивнее работаться в России, чем за её пределами..?
2 минуты