Найти тему
84 подписчика

Антилиберальный шабаш в шаббат

#антилиберальныйшабашвшаббат

Чья-то невидимая рука эгоизма – 3

Одним из проявлений “невидимой руки рынка” является догматическая вера либералов в рыночное равновесие. Пересекающимися кривыми ниспадающего с ростом цены товара спроса и возрастающего предложения испещрены все современные экономические учебники.

Для время нашего сегодняшнего шабаша мы введем понятие “обобщенный продавец”, которым объединим большую цепочку субъектов – инвестирующих, производящих, распределяющих, хранящих, продающих и рекламирующих товар, а также финансовые инструменты, сопровождающие продажи.

Кто формирует кривую предложения?
Вопрос риторический, – разумеется “обобщенный продавец”, который имеет в своем распоряжении опции изменения параметров по всей указанной выше цепочке – от капиталовложений до объема выставляемого на продажу товара [все параметры, конечно же, коррелируют с объемом капиталовложений и между собой, но имеют значительный диапазон изменений].

Кто формирует кривую спроса?
А этот вопрос совсем НЕ риторический. Очевидный ответ – “покупатель” правилен лишь отчасти, и в весьма незначительной части.

С чем приходит покупатель на рынок, который чаще всего является конкретным магазином?
Во-первых, с желанием удовлетворить некие потребности.
Во-вторых, с неким объемом средств, которыми он располагает для удовлетворения этих потребностей.
В-третьих, с неким представлением о том, каким образом те или иные товары удовлетворяют его потребности.
Ключевой вопрос, – откуда у покупателя возникает представление о том, что именно данные товары наилучшим образом удовлетворят его конкретные потребности в пределах располагаемых им средств?
Разумеется, из полученной ИЗВНЕ информации о способности данных товаров удовлетворять возникающие потребности.
А кто является генератором информации об этих свойствах? Вновь риторический вопрос, – разумеется “обобщенный продавец”!

Таким образом, “обобщенный продавец” не только полностью формирует кривую предложения, но и контролирует ключевой элемент кривой спроса – представление потребителя о способности товаров удовлетворять его потребности.
И это еще не все, – “обобщенный продавец” влияет на платежеспособный спрос потребителя через набор финансовых инструментов – кредиты, рассрочки и т.д.
Сюда же добавим влияние “обобщенного продавца” на представления потребителя о цене товара. Речь идет о создании у покупателя стойкой иллюзии того, что этот товар – “лучший [= самый полезный] в своем классе”, “обладает лучшим соотношением цена-качество”, “продается с большими скидками / бонусами” и т.д.
Кроме того, важнейшим элементом современного маркетинга является вовлечение покупателя в т.н. статусное потребление, когда в качестве ключевого свойства товара “продается” его “современность” и “продвинутость”, а владение этим товаром рассматривается как повышение социального статуса.
Здесь мы видим ситуацию, обратную классическому noblesse oblige [положение обязывает], – ты приобретаешь товар не потому, что к этому обязывает твой социальный статус, а потому что в “пакете” с товаром ты “покупаешь” повышение своего социального статуса.

В связи с ограниченностью платежеспособного спроса, делая статусную покупку [например, последний iPhone], потребитель нередко вынужден перейти на удовлетворение своих базовых потребностей при помощи товаров, которые ассоциируются с более низким социальным статусом [например, питаться “Дошираком” и “Галиной бланка”].

Так что абстрактная “невидимая рука рынка”, материализуясь в “рыночное равновесие”, являет собой ситуацию асимметричного владения информацией о товаре у покупателя и продавца, причем у первого она неадекватная. Это является прямым следствием асимметрии целей этих двух ключевых субъектов рынка, – первый стремиться удовлетворить свои потребности, второй – максимизировать продажи.
Эту тему мы продолжим в следующий шаббат.
А для повышения настроения – скетч “в тему” по ссылке.
3 минуты