Найти тему
130 подписчиков

Продолжим онлайн экскурсию по музейной стоянке Орешково и снова заглянем в экспозицию фонда «Крылатая память Победы» / Вадима Задорожного.


И-153 «Чайка» – наиболее совершенный советский истребитель-биплан, созданный в конце 30-х годов прошлого столетия. Самолёт сконструирован в бюро Николая Поликарпова и является третьей версией, что отражено в названии, самолёта И-15. Своё имя «Чайка» И-153 получил из-за характерной формы верхнего крыла. Ещё одной особенностью конструкции самолётов этой модификации стали убирающиеся в полёте стойки шасси.

Приходится признать, что из 3437 построенных самолётов в полностью оригинальном состоянии сохранился всего лишь один борт, обнаруженный после окончания Второй Мировой войны в лётном состоянии в бывшем немецком ангаре на аэродроме во Франции. Он стал экспонатом Национального музея истории авиации в Париже. Всё остальное, это или макеты-новоделы, или летающие реплики. Последних тоже не так много – всего три на весь мир.

Базирующийся в Орешково И-153 №75 является одним из них и единственным летающим в нашей стране. Своим появлением на свет машина обязана новозеландскому пилоту, фанату авиации Тиму Уоллису и Alpine Fighter Collection, которые в начале 1990-х годов заказали у новосибирской компании «Авиареставрация» создание летающих реплик трёх И-153 и шести И-16. Весь проект завершился в 1999 году, когда третий и заключительный И-153 прибыл в Новую Зеландию. Наш самолёт, построенный на базе останков машины с заводским номером 6326, был передан заказчику в 1997 году. Первоначально он имел полностью серо-серебристую окраску и красный бортовой номер 10 (на руле поворота).

После нескольких лет эксплуатации в Новой Зеландии самолёт выкупил российский коллекционер Вадим Задорожный, который и вернул его в Россию. Две другие машины находятся сейчас в Испании и США.

В 2020 году самолёт прошел капитальный ремонт на «Московском авиационно-ремонтном заводе ДОСААФ». Специалисты МАРЗ отремонтировали двигатель АШ-62ИР и выполнили полную перекраску самолёта, в результате чего самолёт получил камуфляж из двух оттенков зелёного цвета и бортовой номер 75.
После завершения ремонта самолёт прибыл на базирование в Орешково и уже успел сняться в нескольких документальных и художественных фильмах.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

Практически сразу после начала в 1939 году серийного производства «Чайки» получили боевое крещение в Монголии, где им противостояли наиболее сильные японские истребители И-97 (Накадзима Ki-27).
Второй значительной кампанией И-153 стала Советско-финская война, где «Чайки» использовались для решения самых различных задач – от боев с немногочисленной финской авиацией до штурмовых ударов по наземным целям.

И-153 активно использовались во всех крупномасштабных операциях лета-осени 1941 г., а затем принимали участие в битве под Москвой. С 1942 г. «Чайки» стали привлекаться в качестве истребительного сопровождения легких ночных бомбардировщиков У-2, затем со второй половины лета И-153 нашли применение в условиях горной войны на Кавказе, где участвовали в боевых действиях до середины 1943 года. После этого «Чайки» были переданы в запасные полки и лётные училища для подготовки молодых пилотов.

2 минуты