Найти тему

Мордовская скрипка ГАРЬЗЕ


Музыкальные инструменты играли важную роль в традиционной культуре мордовского народа, служа отражением социального статуса, материальной обеспеченности и даже эмоционального состояния. Инструментальная музыка занимала значительное место в духовной жизни мордовского народа.
Сегодня мы задались целью рассказать вам о мордовской скрипке. Мокшанское («гарьзе») и эрзянские («кайга», «гайга») названия скрипки родственны; в их корневой основе «гай», в переводе на русский язык «звон», «гул». В мокшанских селах этот инструмент называется иногда «скрепка» от русского – «скрипка». Вероятно, оно вошло в быт в более позднее время. Термина «играть на скрипке», как и на других инструментах, у мордвы нет. Процесс исполнения на скрипке определяется словом «морамс» (петь). Встречается такой термин – «гайгемс кайгасо» (звенеть, гудеть на скрипке).

В прошлом мордовские скрипки изготавливались из березового дерева с плоскими деками различного размера: обычного – для взрослых и малого (две трети обычной) для детей «жабань гарьзе» (детская скрипка). В традиционных мокшанских песнях упоминается скрипка, изготовленная из сосновой доски.
Традиционные мордовские скрипки имели три струны из конского волоса и смычок, по-мордовски «лычек», в форме дуги из ивового или черемухового прута с натянутым на него конским волосом, который натирался засохшей сосновой смолой или особым составом, приготовляемым из сосновой смолы и березового сока.
В 1950-е самодельные скрипки вышли из употребления. Сегодня повсеместно распространены скрипки фабричного производства.
Мордовские инструменталисты во время игры скрипку держат по-разному. Вертикально опирая на левое колено и традиционно перпендикулярно, прижав к груди, на предплечье и у подбородка. Объясняют это тем, что при смене положения скрипач меньше устает, т. к. на свадьбах приходилось играть много часов подряд.
Репертуар, исполняемый мордовскими скрипачами, весьма разнообразен. Основная часть — это плясовые наигрыши, импровизации на напевы долгих песен и сопровождение к вокальному пению. Мокшанские музыканты в свой репертуар включали ритуальные наигрыши. Значительное место занимают заимствованные русские мелодии. Однако исполняются они в значительно измененном виде. Каждый скрипач стремился создать свою версию одной и той же песни, поскольку это считалось одним из показателей мастерства.
1 минута