Найти тему
5160 подписчиков

Все со школы помнят, что «Орёл» – первый русский морской корабль. Интересующиеся историей знают, что «Орёл» строился в селе Дединово Коломенского уезда. Но далеко не каждый профессиональный историк расскажет, что руководил строительством лично боярин Афанасий Ордин-Нащокин. А для чего ему был нужен этот корабль?

 Оказывается, «Орел» должен был охранять купцов на Каспии. Но не купцов вообще, а армянских купцов из Персии. Эти люди являлись главными поставщиками на мировой рынок шелка-сырца. А, как мы помним из книг Гумилева, шёлк-сырец был одним из самых дорогих и ходовых товаров – сотканные из него одежды ценились не только из-за красоты, но и потому что шелк препятствовал размножению паразитов.
Армяне везли шелк-сырец из Персии через Турцию в Измир и Алеппо. Там этот товар закупала английская Левантийская компания и голландцы. В Турции с армянских купцов брали высокие пошлины. Кроме того, этот путь был опасен из-за вражды между Турцией и Персией. Поэтому армяне решили освоить другой путь поставок шелка в Европу – через Россию. Эту идею поддержал думный дворянин Афанасий Ордин-Нащокин. В 1667 году он убедил царя Алексея Михайловича разрешить Армянской компании из Персии привозить шёлк в Астрахань. Если там он весь не раскупался, компания могла продавать свой товар в Москве и приграничных городах (Новгород, Смоленск, Архангельск). Если и там весь шелк не разбирался, Армянская компания имела право вывозить его заграницу. Торговые пошлины шли в русскую казну.
Кроме экономической выгоды, Россия получала ещё и союз с Персией против враждебной Турции. Ордин-Нащокин считал это очень важным. Он обещал, что Россия будет охранять купцов из Персии на Каспийском море и по Волге. Для этого под руководством Ордина-Нащокина и началось строительство первого русского большого морского корабля «Орел».
Все со школы помнят, что «Орёл» – первый русский морской корабль. Интересующиеся историей знают, что «Орёл» строился в селе Дединово Коломенского уезда.
1 минута