81,6 тыс подписчиков
Судьба Крейсера «Варяг».
«Варяг» строила американская фирма в Филадельфии по заказу российского правительства, в марте 1901 года он был спущен на воду, пересёк Атлантический океан и прибыл в Кронштадт, а уже в августе того же года он через Средиземное море и Индийский океан отправился на Дальний Восток.
В феврале 1902 года он прибыл в Порт-Артур, незамерзающий порт, арендованный у Китая в 1898 году
Русско-Японская война застала крейсер в корейском порту Чемульпо где он находился в ожидании русского посольства, посещавшего Сеул.
Войну развязала Япония, напав 27 января 1904 года на русские корабли у Порт-Артура, а 9 февраля японская эскадра блокировала выход из порта Чемульпо. Крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», пытаясь прорваться вступили в неравный бой против 8 миноносцев и 6 броненосцев. Почти час шёл огневой бой, «Варяг» выпустил по японским кораблям более тысячи снарядов и потопил два из них.
Израненный и потерявший управление крейсер был вынужден вернуться в Чемульпо, доблесть русских моряков вызвала восхищение команд иностранных судов, следивших за боем. Бой был не равный, но Варяг не сдался.
Погибших было 40 человек, раненых 70, капитан Руднев дал приказ об отступлении обратно в порт Чемульпо, после чего команда приняла решение затопить крейсер на мелководье, канонерская лодка была взорвана.
Австрийский поэт Рудольф Грейнц, вдохновлённый подвигом написал поэму о «Варяге», в 1904 году она была опубликована в немецком журнале, переведена на русский и положена на музыку композитором Алексеем Турищевым.
Оставшихся в живых членов экипажа после лечения в местном госпитале Красного креста и на иностранных судах вернули в Россию. На родине их встретили как героев, в Петербурге они под звуки патриотического марша «Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг» прошли от Николаевского вокзала до Зимнего дворца, император устроил в их честь обед и каждому вручил подарок – обеденные наборы и наручные часы.
Командир крейсера Капитан I ранга Всеволод Федорович Руднев, после гибели "Варяга" был награждён и в 1905 году сопровождён на пенсию.
Японцы в 1907 году, желая отметить подвиг капитана наградили его орденом «Восходящего солнца», Руднев сначала отказался, но по просьбе русского императора всё же принял награду, но никогда не надевал.
В августе 1905 года японцы подняли крейсер, отремонтировали, японский монарх лично распорядился оставить на крейсере надпись «Варягъ», хотя в японском флоте судно носило название «Соя» и использовалось как учебное.
В 1916 году Россия выкупила «Варяг» у Японии, он самостоятельно совершил переход из Владивостока в Мурманск и в том же году был передан союзной Британии на ремонт.
После революции советская Россия отказалась платить всем государствам по долгам Российской империи, поэтому англичане конфисковали корабль, а в 1920 году продали его в Германию на металлолом. Никому не нужный крейсер самостоятельно следовал к покупателю вдоль берегов Британии, у побережья Шотландии он сел на камни в 500 метрах от берега, да там и остался, возвышаясь долгие годы над водой. Местные жители, зная его историю, установили на берегу мемориал в виде стального якоря и бетонной плиты, а у нас остался патриотический марш о гордом «Варяге».
2 минуты
26 сентября 2023