Найти тему

Заниженная самооценка и девиантное поведение — это две взаимосвязанные проблемы, которые могут возникать у подростков в период становления их личности.


Заниженная самооценка — это недооценивание собственных способностей, достоинств, возможностей и потребностей.

Девиантное поведение — это поведение, которое отклоняется от общепринятых норм и ценностей в обществе.

Подростки с заниженной самооценкой часто испытывают чувство неполноценности, неуверенности, стыда, вины, страха, тревоги и депрессии. Они могут иметь слабую мотивацию к учебе, работе, творчеству и саморазвитию, избегать социальных контактов, конфликтовать с родителями, учителями и сверстниками. Подростки могут быть подвержены влиянию негативных групп, таких как наркоманы, алкоголики, преступники, совершать различные девиантные действия, такие как курение, употребление алкоголя и наркотиков, воровство, хулиганство, агрессия, насилие.

Для того, чтобы помочь подросткам с заниженной самооценкой и девиантным поведением, необходимо проводить комплексную психологическую работу с ними. Одним из методов такой работы может быть методика «Самооценка» Дембо-Рубинштейн. Эта методика позволяет измерить уровень самооценки подростка по разным аспектам его личности, таким как здоровье, ум, характер, авторитет, умение делать что-то руками, внешность и уверенность в себе. Методика также позволяет определить уровень притязаний подростка, то есть того уровня развития этих качеств, который бы удовлетворял его или вызывал гордость за себя. По результатам методики можно выявить расхождения между самооценкой и притязаниями подростка и корректировать их с помощью психологических приемов.

Методика «Самооценка» Дембо-Рубинштейн состоит из бланка с инструкцией и заданием для подростка. Подростку предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у него разных качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний (показатель желаемого развития) по каждому качеству. Затем по каждой линии рассчитывается расстояние в миллиметрах от нижней точки шкалы до знака самооценки и до знака притязаний. Также рассчитывается разница между самооценкой и притязаниями по каждому качеству. По полученным данным можно определить, какой тип самооценки имеет подросток: адекватный, завышенный или заниженный.

Методика «Самооценка» Дембо-Рубинштейн может быть полезна для психологов, педагогов, родителей и самих подростков. Она помогает лучше понять себя, свои сильные и слабые стороны, свои потребности и желания. Она также помогает развивать у подростков более адекватную и позитивную самооценку, которая способствует их личностному росту, социальной адаптации и профилактике девиантного поведения.
2 минуты