Найти тему
160,9 тыс подписчиков

Воскресенье — время рубрики #это_база, в которой мы рассказываем о классике кинематографа. На очереди Вим Вендерс.


«Небо над Берлином», 1987 год

После нескольких лет скитаний по миру Вим Вендерс возвращается на родину, в Германию. «Небо над Берлином» – это очень точный портрет города, разделенного стеной на два мира, города на пороге больших перемен. В центре сюжета — два ангела, Дамиэль и Кассиэль, которые перемещаются по Берлину и слушают мысли местных жителей, облегчая их страдания. Дамиэль влюбляется в цирковую гимнастку, выступающую на трапеции в образе ангела, и решает стать человеком.

Фильм делится на две части — мир ангелов снят на черно-белую пленку, взгляд Дамиэля и Кассиэля на жизнь берлинцев подчеркивают ракурсы сверху и плавное движение камеры в пространстве города. Чтобы показать переход из бесплотного мира ангелов в мир человеческий, режиссер использует достаточно очевидный, но точный ход — как только Дамиэль становится одним из людей, изображение наполняется цветом. Герой обнаруживает на голове рану и пробует кровь на вкус — первый знак телесности бывшего ангела.

В конце восьмидесятых немецкая культура, едва оправившаяся от позора войны, еще не в полной мере выстроила новый визуальный язык. Чтобы найти нужную форму, режиссер, обратился к лучшим образцам немецкого экспрессионизма 20-х годов. В середине шестидесятых Вендерс жил в Париже и проводил много времени во Французской синематеке, изучая историю кино. Так в «Небе над Берлином» можно найти приемы из фильмов Фрица Ланга и Фридриха Вильгельма Мурнау. Есть в картине и перекличка с Годаром: мысль одной из героинь — «Я хотела бы внезапно умереть, а потом жить вечно» — перевертыш фразы Жан-Пьера Мельвиля в роли писателя Парвулеско — «Я хочу стать бессмертным, а потом умереть».

Вим Вендерс посвятил фильм трем бывшим ангелам — Ясудзиро (Одзу), Франсуа (Трюффо) и Андрею (Тарковскому).
1 минута
127 читали