Найти тему

Л.73. Ч1. П2. События начала 1953. Смерть Сталина.

Смерть Сталина в исторической и художественной литературе до сих пор является предметом споров и конспирологических расследований. Точная дата и время его смерти до сих пор неизвестна.
Вечером 28 февраля 1953 года Сталин в сопровождении Берия, Хрущева, Маленкова и Булганина прибыли из Кремля на Ближнюю дачу в Кунцево. Сталин их пригласил на ужин, который затянулся как обычно до утра. В 4 утра гости начали разъезжаться.
Перед сном Сталин сказал охраннику Тукову: «Я ложусь спать, вас вызывать не буду, можете и вы ложиться». Охранники были удивлены, что ранее Сталин никогда не отдавал подобного приказа, наоборот требовал бдительности и иногда даже мог сам проверить, чтобы никто не спал на посту. Кроме того охранники должны были следить друг за другом. Охранник Туков, получивший приказ Сталина, передал всем сотрудникам охраны. И судя по воспоминаниям охраны, комната, где спал Сталин оказалась без должного контроля с 5 до 10 часов утра.
В 10 часам 1 марта произошла частичная смена охраны и в столовой во время завтрака прошло их совещание. Сталин обычно просыпался к 11-12 часам и давал распоряжения подать завтрак и другие бытовые указания.
К 13 часа охрана стала беспокоиться, но т.к. входить в комнату, где спит Сталин без его распоряжения строго запрещалось, то нарушить этот приказ никто не осмелился. Почти весь день охранники сидели в служебном доме, который был соединён с комнатами Сталина коридором длиной около 25 м, прислушиваясь к любым шорохам.
В 18 часов охранник, находившийся на улице сообщил, что в комнате Сталина зажегся свет и это несколько успокоило их.
Ближе к ночи была доставлена почта из ЦК, в которой был конверт с пометкой “срочно”. Это стало поводом зайти в комнату Сталина. Охранник Лозгачев взял на себя такую обязанность. По обыкновению охранники должны громко, “не крадучись” пройти по длинному коридору. В малой столовой, где в 18 часов загорался свет было специально оборудованное место, где складывалась срочная корреспонденция.
Войдя в комнату Лозгачев увидел Сталина, лежащим на полу в луже мочи. Рядом с ним лежали остановившиеся часы, указывающие время 18-30. Сталин был в сознании, но говорить не мог. Позвав второго охранника, они перенесли его на диван, где он немедленно заснул.
Старший охраны Сталина Старостин немедленно доложил о случившемся министру госбезопасности Семену Игнатьеву, а тот перезвонил Берия и Маленкову, а также начальнику лечебного санитарного управления Кремля генерал-майору Петру Егорову.
Через полчаса Старостину перезвонил Берия и приказал никому не сообщать о болезни Сталина и больше никому не звонить.
К 3 ночи 2 марта на дачу прибыли Берия и Маленков. Они увидели его спокойно спящим в кровати. Берия отругал охранников и потребовал не беспокоить товарища Сталина и членов Президиума ЦК и они немедленно покинули дачу.
Через время Старостин решил повторно вызвать членов Президиума и позвонил Маленкову. Он стал настаивал, чтобы были вызваны врачи. К 8 утра на дачу прибыли Маленков, Берия, Булганин и Хрущев и привезли с собой бригаду врачей во главе с профессором Лукомским.
Врачи измерив давление предположили, что у Сталина случился инсульт.
К тому времени на дачу прибыл министр госбезопасности Игнатов и дочь Сталина Светлана Аллилуева.
Врачи стали проводить более глубокое обследование, сделали рентген и срочно был доставлен аппарат искусственного дыхания. Был диагностирован инсульт и паралич правой стороны тела. Кроме искусственного дыхания делалась и другая терапия, в том числе при помощи пиявок (кровопускания).
После получения первичного диагноза Берия, Хрущев и Маленков отправились в Кремль, а на даче остался Булганин.
В кабинете Сталина в 10:40 было проведено совещание Бюро Президиума ЦК, на которое кроме Бария, Хрущева и Маленкова прибыли Молотов, Каганович, Ворошилов и Микоян.
3 минуты