160,7 тыс подписчиков
Гарвардская школа бизнеса столкнулась с крупным репутационным кризисом. Известного профессора, восходящую звезду поведенческих наук, обвинили в фальсификации данных и отстранили от работы. The New York Times попыталась выяснить, откуда растут корни этого скандала.
Около двух лет назад Гарвардская школа бизнеса сообщила одному из своих профессоров Франческе Джино, что та — фигурант расследования по обвинению в фальсификации данных в научных статьях. Речь шла о четырех статьях на стыке психологии, маркетинга и экономики, опубликованных с 2012 по 2020 годы. Одна из них цитировалась научным сообществом более 500 раз.
Несколькими месяцами ранее Гарвард получил доказательства мошенничества от группы ученых-бихевиористов. Они ведут блог Data Colada, посвященный достоверности исследований в области социальных наук. Ученые предположили, Франческа Джино подделала данные, чтобы сделать свои исследования более заметными в научной среде. По их словам, в электронных таблицах в Excel можно заметить цифры, перемещенные таким образом, чтобы они лучше соответствовали гипотезе профессора. В другой статье данные и вовсе могли быть изменены ради завышенных результатов, полагают ученые-блогеры.
Гарвард немедленно начал внутреннее расследование. Руководство бизнес-школы отправило Франческу Джино в неоплачиваемый отпуск и попыталось лишить ее должности — шаг, сродни смерти карьеры для ученого. Это побудило профессора, которая отрицает обвинения, подать иск о диффамации против учебного заведения и блогеров, в котором она добивается компенсации морального вреда в размере не менее $25 млн. Гарвард заявил, что «категорически отрицает» обвинения, а адвокат блогеров назвал судебный процесс «прямой атакой на академические исследования».
Однако важнее всего то, что ситуация с Франческой Джино стала триггером давно назревающего кризиса научной области. Расцвет поведенческих (бихевиористских) наук пришелся на 2000-е годы. Тогда полки книжных магазинов заполонили бестселлеры о том, как люди принимают решения и как можно на них влиять — от расположения продуктов в магазинах до правильно подобранного времени рекламы.
Одним из таких бестселлеров стала книга экономиста Дэна Ариэли «Предсказуемая иррациональность: скрытые силы, формирующие наши решения», вышедшая в 2008 году. Дэн Ариэли и Франческа Джино стали соавторами и написали вместе более десяти популярных статей в течение следующих шести лет. В одной из них было сделано открытие, что мошенничество может быть заразительным, поскольку люди склонны подражать поведению других членов своей социальной группы. Теперь и Дэна Ариэли обвиняют в фальсификации данных, правда, лишь в одной статье. В отличие от коллеги, его не отстранили от работы.
Сам кризис дисциплины поведенческих наук назрел не два года назад. За последнее время выяснилось, что многие выводы, к которым приходили разные ученые-бихевиористы, не подтвердились или имели гораздо меньший эффект, чем предполагалось. В 2011 году группа ученых выпустила статью, в которой вскрыла некоторые дурные практики в области, например, прекращение исследования раньше времени в случае, если данные уже выглядели многообещающими. В 2017 году из-за критики со стороны тех же блогеров ушла в отставку другой профессор Гарвардской школы бизнеса Эми Кадди — любимица американской «королевы соцсетей» Шерил Сэндберг.
Чем бы ни закончилась история с Франческой Джино, сигнал о необходимости ревизии уже прозвучал. Даже нобелевский лауреат Дэниел Канеман, один из пионеров поведенческой экономики, заявил, что эффекты так называемого социального прайминга (дрессировки принятия решений на основе ранее полученной информации, изучаемый бихевиористами) «не могут быть столь масштабными и устойчивыми», как он когда-то предполагал. «Двенадцать лет назад моим просчетом было верить всему, что было удивительным», — уверен он.
3 минуты
5 октября 2023