Найти тему
84 подписчика

“Третья мировая по средам”


Рождение “глубинного” Севера?
#третьямироваяпосредам #геополитика

Автор концепции российского “глубинного народа”, в прошлом – многолетний помощник президента РФ Владислав Сурков, на этот раз обратился к геополитической сфере, и в статье “Рождение Севера” презентовал концепцию “Великого Севера” в составе России, США и Европы.
Мы начнем наш критический разбор со смыслового базиса, в Части II рассмотрим идеологическую надстройку.

ЧАСТЬ I. Смысловой базис.

Рассуждая о Великом Севере в составе России, США и Европы, Сурков мимоходом бросает: “Предчувствие Севера уже обозначилось в активизации использования термина “глобальный Юг”. А юга без севера не бывает”.
Здесь мы видим пример классического софизма, в котором происходит подмена содержания наименованием и наоборот.
Когда мы говорим “глобальный Юг”, то понимаем слабо связанное между собой сообщество развивающихся стран, которых в той или иной степени не устраивает существующий мировой порядок.
Неформальный “глобальный Юг” на сегодня является оппонентом “коллективного Запада” и является во многом наследником “Движения неприсоединения” эпохи Холодной Войны.
Географическая привязка “юг” верна, но не является определяющей для этого сообщества.

Что же касается “Великого Севера”, то в цитируемом фрагменте речь идет о чисто географической привязке гипотетического объединения трех центров силы. Которое наполняется загадочным содержанием, именуемое “триединый северный геополитический кластер”.
“Триединство” – больше теологический и/или философский термин, он имеет весьма шаткое обоснование, которое мы рассмотрим в Части II.
“Кластер” подразумевает совместное использование несколькими субъектами общих ресурсов. Видимо, речь идет не столько о российских, сколько о ресурсах “глобального Юга”.

Вячеслав Сурков воспроизводит в глобальном масштабе идею геополитика времен III Рейха Карла Хаусхофера, который проповедовал идею “оси Берлин – Москва – Токио”, в рамках которой каждая из трёх межвоенных империй могла бы осуществлять экспансию на юг без столкновения с интересами своих союзников.
Однако, ради масштабирования идеи от евразийских к всемирным рамкам, г-н Сурков жертвует геополитическими принципами.
По Хаусхоферу “ось” должны создать три сухопутные империи [Япония в 30-40-е годы ХХ века относилась к их числу], которые должны были сокрушить в Евразии морские империи – США, Британию, Францию, Голландию.
Такова была утопия Хаусхофера, но утопия строго геополитическая.

Предлагаемая Сурковым утопия, несмотря на использование термина “геополитика” таковой не является. Ибо предполагает союз между морской империей – Штатами, сухопутной – Россией, а также Европой, которую упрощенно можно отнести к “римленду” – береговой территории [относительно Хартленда – ядра Евразии].
Евросоюз со Штатами не смог договориться о единых “правилах игры” в торговле. Несмотря на наличие желания и политической воли у тогдашних лидеров, грандиозный проект “Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнёрство” был похоронен в 2016 году.
Добавление России во главе ЕвразЭС сделает ситуацию абсолютно тупиковой.

“Великий Север” у Владислава Суркова это то, что “можно различить впереди, если попытаться взглянуть поверх миражей”, и то, что останется, “если убрать с шахматной доски ложные фигуры”.
Применим этот метод – “взгляд поверх миражей” и “удаление ложных фигур” к самой статье Суркова. В сухом остатке получим:
во-первых, призыв к очередному “развороту на Запад” [здесь приходит на ум афоризм «самая большая глупость — делать то же самое и надеяться на другой результат»];
во-вторых, надежду на выделение сожителями по “Великому Северу” для Москвы “зоны жизненных интересов” на постсоветском пространстве, плюс признание еще ряда приоритетных зон для экономической экспансии [тут вполне подходит мем “Хоботов, это мелко!”]
Продолжение следует
3 минуты